Россияне и французы провели ретроавиашоу в Компьень-Марни
Мало какой эпизод в истории франко-русских и русско-французских отношений так прекрасен, как создание в СССР в годы Второй мировой эскадрильи "Нормандия — Неман". Те ребята отвоевала по полной. В честь "Нормандии — Неман" во французском Компьене-Марни прошло ретроавиашоу на самолетах той эпохи. Один лишь звук мотора — и это другая эпоха, та, когда Як-3 бился за небо с немецкими Messerschmitt. Таких – летающих — в мире, говорят, осталось только три. Сегодня, как и 75 лет назад, за штурвалом — французские асы. Летчик и владелец самолета Пьер свой Як назвал по-русски "Тройка", потому что очень быстрый. Выкупил легендарную машину в плачевном состоянии — после службы в Ливане и Египте. "Этот самолет стремительный, быстрый, маневренный — вот какой у него характер. И им не так просто управлять поначалу, но летчики "Нормандии — Неман" его очень любили, потому что он — лучший! И я их понимаю", — признался Пьер. Все небо над городом Компьень-Марни — в честь легендарной "Нормандии – Неман". Французский эскадрон, воевавший бок о бок с советскими летчиками, сегодня символ — франко-российской дружбы. А в войну еще и единственная воинская часть иностранного государства, воевавшая на территории Советского Союза. 5200 вылетов, сотни боев и сотни сбитых фашистских самолетов. Один из самолетов, как и остальные Як-3, на которых летала "Нормандия – Неман", подарил летчикам Сталин. Они на них возвращались домой. Позже самолеты вошли в состав французских ВВС. Як-3 приземляется на уникальном аэродроме — его воссоздали российские реконструкторы. Самая интересная деталь — доска учета полетов. В левой колонке — французские пилоты, в правой — их русские механики. В свободное время летчики и их русские напарники, по представлению реконструкторов, читали. А вот в соседнем лагере – американском — атмосфера более расслабленная. Но мысли в двух лагерях — одни и те же. "Наша история сильнее, чем наше настоящее. Дружба между русскими и французами есть и будет", — уверены французские летчики. Кроме Як в небе и другие самолеты. Все — до 1950 года выпуска. Кроме ретросамолетов на взлетно-посадочную полосу приземляются и парашютисты. Команда смешанная — французско-русская. Место, где проходит фестиваль, по символичному совпадению — то самое, где сначала в вагоне, который позже назовут Компьенским, было заключено перемирие с Германией в Первую мировую, а затем здесь же Гитлер для пущего унижения заставил Францию подписать капитуляцию. А сегодня на Компьенских полях — только общее и незабытое прошлое и общая победа.