«Для Латвии война не закончилась в 1945 году»

Представитель Министерства культуры Латвии Роберт Путнис на форуме ЮНЕСКО в Хельсинки сделал следующее заявление: «Есть такая национальная проблема: у нас живет очень большое количество по сравнению с остальным миром российских нацменьшинств. В Риге — это совсем не меньшинство, а половина населения. Почти во всех крупных городах Латвии половина коренного населения — русские. И это очень тяжелое наследие, доставшееся нам со времен советской оккупации». Не станем обращать внимания на идеологическую кашу в голове националиста, перепутавшего русских с «российскими нацменьшинствами». Но интересно, как толерантная Европа, где в одной из главных столиц — Лондоне, мэром стал мусульманин, отреагирует на этот подловатый пассаж. Пока никак, и думается — не будет, ведь выпад сделан против русских. Хотя в высказывании чиновника кроется системный подход государства, официально ненавидящего часть своих жителей. Не пишу «граждан», так как примерно 12% жителей Латвии — более 250 тысяч — искусственно лишены гражданства. Элита строит «латышскую Латвию», хотя в стране испокон веков проживают русские, белорусы, поляки, литовцы, евреи, цыгане, немцы эстонцы и другие. В принципе, в высказывании Роберта Путниса нет ничего нового. Местная элита постоянно твердит о том, что русские Латвии — люди пришлые, «оккупанты». Потому-то сотням тысяч не дали гражданство республики после распада СССР, а тем, кто желал все-таки его получить, приходилось преодолевать экзаменационные барьеры и квоты — проходить так называемую натурализацию. Некоторые россияне с раздражением говорят: если русским так плохо, что же они не возвращаются на этническую родину, в Россию? Да вот дело в том, что для подавляющего большинства русских Латвии эта балтийская страна и есть родной дом. Здесь прошла их жизнь, здесь могилы предков, здесь они учились, строили, созидали. В Латвии есть города, где подавляющее большинство населения — русское с давних, досоветских пор. Например, в Даугавпилсе, бывшем Борисоглебове, а по русским летописям — Невгине. Там, правда, жило еще много евреев, но их уничтожили, как по всей Латвии, местные пособники нацистов. Есть местечки, где более 90% населения — староверы. Да, собственно, и сам Роберт Путнис проговорился, обличительно заметив, что «почти во всех крупных городах Латвии половина коренного населения — русские». Если коренные, то при чем тут «советская оккупация»? Но такова идеология местной элиты. Даже Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств Сейм Латвии ратифицировал в 2005 году после 10 лет уговоров со стороны Еврокомиссии и Европарламента, — Элита сопротивлялась, потому что признание за русскими жителями Латвии статуса национального меньшинства потребовало бы от официальной Риги отказа от политики строительства «латышской Латвии» и возвращения на улицы городов табличек с русскими названиями, обслуживания в госструктурах и на русском языке, гарантий образования на русском языке, — поясняет корреспонденту «СП» директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, координатор Совета общественных организаций Латвии Виктор Гущин. — В конечном счете, Сейм решил вывести неграждан и значительную часть граждан-нелатышей из-под действия конвенции. Ее ратифицировали с оговорками, содержание которых позволило элите ничего не менять в национальной политике. «СП»: — А как парламент аргументировал такую позицию? Ведь эта конвенция гарантирует использование национальных языков в местах компактного проживания нацменьшинств. — Вот вам характерное высказывание во время обсуждения депутата от националистов Петериса Табунса: «Цель конвенции — защищать малые народы. А малый народ на этой территории — латышский народ. Его надо защищать от всех, кто сюда понаехал». В результате неграждан и лиц без гражданства, которые постоянно и легально живут в Латвии, Сейм не отнес к нацменьшинствам. А между прочим, Консультативный комитет Совета Европы заявлял, что в качестве национальных меньшинств будет рассматривать и граждан, и неграждан. Но это было в 2001 году и относилось к Эстонии. Сейм, президент, правительство проигнорировали мнение депутатов от партий демократической оппозиции, призывавших к ратификации конвенции без оговорок, а также мнение Объединения общественных организаций национальных меньшинств, призывавших «признать, что «национальным меньшинством в Латвии является совокупность постоянно проживающих в стране людей любой этнической группы, кроме титульной». На эти замечания латвийского правозащитника националисты могут ответить: так ведь и у нас в Риге, как и в сейчас Лондоне, мэром избран политик нетитульной нации — русский Нил Ушаков. Однако сей факт говорит лишь о том, что немалая часть населения Латвии не разделяет националистических устремлений элиты. В Риге русских около 38% (кстати, не половина, как солгал чиновник из Минкульта). Однако благодаря лишь голосам русских Ушаков не мог победить. Да и неграждане Латвии не имеют права участвовать в муниципальных выборах, а большинство проживает именно в столице. Ну и самое важное. Лишь только Нил Ушаков и возглавляемый им «Центр согласия» появились в 2005 году на политическом поле страны, элита просто взбесилась от ненависти. «Центр согласия» и сам Ушаков для нее — и предатели, и «рука Кремля», и враги народа. Пытались клеить самые страшные ярлыки, но элита не смогла противостоять воле избирателей. Зато свою сумела проявить в период формирования правящей коалиции в парламенте. «Центр согласия» побеждал. Но президенты Латвии вопреки демократическим традициям Европы поручали формирование кабинета проигравшим силам, разделяющим националистические устремления элиты. Ну а нынешнее высказывание представителя Министерства культуры Латвии о русских страны, как «тяжелом наследии» времен «советской оккупации», возможно, преследует далеко идущую цель. Те, «кто сюда понаехал» в советский период, прибывали на восстановление народного хозяйства. Строили заводы, фабрики, жилье. Были рабочими, инженерами, служащими в то время, как представители титульной нации в основном занимали начальственные кабинеты, включая первого президента Латвии после распада СССР, бывшего секретаря ЦК Компартии Латвии по идеологии Анатолийса Горбуновса. И вот заявление Роберта Путниса на форуме ЮНЕСКО почти совпало по времени с утверждением председателя правительственной комиссии по подсчету последствий «советской оккупации» в Латвии Эдмунда Станкевичса о том, что все это строительство в условиях «оккупации» было противозаконным и якобы некачественным. То есть латвийская националистическая элита ставит крест на всех послевоенных достижениях Латвии в промышленности, экономике, а также, выходит, и на тех жителях страны и их потомках, которые приехали со всех концов СССР на восстановление народного хозяйства братской республики. Что стоит за это концепцией? Можно предполагать. Вспоминаются слова депутата-националиста Иманта Парадниекса о том, что русские жители Латвии должны уехать на «историческую родину». И призыв пытающегося участвовать в политической жизни Латвии американского латыша-русофоба, доктора Айвара Слуциса, предложившего вывезти 500 тысяч русских республики в Россию. Его позиция понятна, ведь родители в 1944-м увезли его в Германию, когда бежали от советских войск, а затем перебрались в США. Он ведь говорит, что для Латвии война не закончилась в 1945 году. Наверное, так же думают и представители латвийской элиты, получившие бесплатное образование, бесплатные квартиры, бесплатные дачи в годы «советской оккупации»…

«Для Латвии война не закончилась в 1945 году»
© Свободная пресса