Президент ЮФУ Марина Боровская: Будущее за студентами - технологическими предпринимателями
В 2023 году гранты в миллион рублей получат полторы тысячи лучших студенческих стартапов - победителей конкурса "Студенческий стартап" федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства". Конкурс идет с 2022 года, и уже определены победители трех волн. В ближайшее время объявят и лучших в 4-х волне, где, кстати, впервые принимали участие иностранные студенты российских вузов.
По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, востребованность конкурса "Студенческий стартап" с каждым годом растет. В этом году конкурс охватил 350 вузов страны из 79 субъектов России.
Особое внимание - стартапам, чьи тематики ориентированы на критически важные для страны отрасли: медицину, приборостроение, а также технологии, направленные на импортозамещение.
В третьей очереди конкурса среди победителей - 12 бизнес-проектов от студентов Южного федерального университета. О том, почему важно готовить молодых предпринимателей и как в университете поддерживают студенческие технологические инициативы, "РГ" рассказала президент ЮФУ Марина Боровская.
Марина Александровна, какие проекты ЮФУ стали лучшими в конкурсе "Студенческий стартап"?
Марина Боровская: Наши ребята участвуют в конкурсе с самого начала, то есть с прошлого года. Тогда по итогам двух волн победили 22 проекта, а в текущем году пока подведены итоги только третьей волны. С нетерпением ждём результаты четвертой волны в ближайшее время. Среди победителей проекты самых разных тематик, например интернет-сервис "(Не)верю" по выявлению фейковых новостей в СМИ, приложение для отработки навыка рисования, разработка технологии уличного озеленения городов Юга.
Вообще, в Южном федеральном университете всегда был интерес к предпринимательским проектам и к поиску технологических решений, которые позволяют использовать университетское пространство для создания и поддержки разного рода инициатив студентов и молодых ученых. Мы всегда поддерживали и идею создания малых инновационных компаний. Еще в 2014 году создали платформу "Южное созвездие", где искали для наших проектов партнеров. А когда стартовал федпроект "Платформа университетского технологического предпринимательства", мы активно подключились. Статус федерального университета позволяет нам объединять команды и продвигать их, помогать студентам через разные тренинги предпринимательских компетенций и создание стартап-студий.
А другие вузы региона в этом участвуют также активно?
Марина Боровская: Мы создали целую партнерскую ассоциацию, в нее входят 15 университетов Юга России. Мы ежегодно проводим дни знакомств с технологическим предпринимательством, все вузы показывают свои проекты, приглашаем инвесторов, которые могут поддержать ту или иную студенческую инициативу или разработку. Так мы стараемся показать нашим ребятам, что они нужны здесь, у себя в регионе и здесь они смогут реализовать свои идеи.
Вы сами работаете со студентами во время тренингов предпринимательских компетенций. Как все происходит?
Марина Боровская: Сначала разъясняем, почему это может быть важно и интересно, почему им нужно прийти на этот восьмичасовой тренинг. Рассказываем, как можно за короткий период реализовать собственные идеи в свой бизнес. Студенты за 1 день успевают погрузиться в мир стартапов, собрать команду, сгенерировать идею, проработать целевую аудиторию, бизнес-модель, монетизацию, ресурсы, сделать первые макеты и даже снять рекламный ролик! Это очень увлекает ребят, и многие продолжают развивать проекты дальше.
А как вообще зародилась эта идея привлекать в технологическое предпринимательство студентов?
Марина Боровская: Еще в 2006-2007 году была идея поддержать малые инновационные компании или проекты, которые рождаются внутри университетов, где преподаватели и студенты из научных разработок создают какой-то бизнес. Эту стратегию продолжаем и сегодня. Университет стал более предметно взаимодействовать с бизнес-партнерам в этом направлении: сегодня их у нас больше семидесяти.
Мы часто слышим, как руководители субъектов РФ говорят, что процентов 30-35 рабочих мест в регионе должно быть создано за счет малого и среднего бизнеса. Мы, как университеты, можем дать им технологических предпринимателей, причем молодых и активных.
Чем живет сегодня стартап-студия ЮФУ?
Марина Боровская: Стартап-студия начала свою работу совсем недавно. О результатах можно будет говорить, когда уже будет прибыль от продажи долей в стартапах. Но для этого нужно не только с нуля их запустить, но и вывести на рынок, масштабировать и только потом провести переговоры с возможными инвесторами или покупателями. Как правило, на это требуется какое-то время.
По состоянию на 1 сентября 2023 года одобрено к реализации 5 университетских стартапов, на основе которых в ближайшие месяцы будут созданы юридические лица и запустится первый этап финансирования. Это проект системы управления обучением для вузов, образовательный комплекс EduBot для занятий робототехникой, система автоматического контроля качества офсетной печати с помощью компьютерного зрения и другие. Всего до конца года планируется инвестировать ещё в 10 стартапов.
А стартапы как дипломы вы принимаете?
Марина Боровская: Да, и не первый год. Каждый студент может защитить диплом полностью на основе своего стартапа. То есть диплом он, в любом случае, пишет, но обосновывает его на своем бизнес-проекте. При этом студенты могут объединяться в междисциплинарные команды. В итоге каждый защищает свою ВКР по той составляющей части стартапа, которая соответствует его направлению обучения.
Такой формат популярен у выпускников?
Марина Боровская: Пока это не массовое явление. Но динамика есть. Если в 2019 году в ЮФУ было всего 4 диплома в формате стартапа, то в 2023 году таких уже 19. Это хорошая возможность для студентов совместить любимое дело, которым они занимаются, с учёбой и конкретно с выполнением выпускной работы. Вся экосистема развития предпринимательства вуза этому способствует.
Какие направления для студенческих стартапов вы бы назвали лидирующими?
Марина Боровская: В ЮФУ больше всего стартапов, связанных с ИТ, особенно с искусственным интеллектом. Также много проектов в образовательной сфере. Хочется отметить стартапы, связанные с химией и новыми материалами, биологией, робототехникой. Радует, что большинство проектов - это технологическое решение как логическое развитие результатов научных исследований наших ученых.
В какой-то момент нашим ребятам удалось поймать запрос рынка на сопровождение социально-гуманитарных проектов - музеев, архивов, библиотек. И айтишники, объединившись со специалистами гуманитарной сферы - филологами, лингвистами, юристами - стали создавать новые программно-аппаратные комплексы и решения в рамках стартапов.
Студент получил миллион в конкурсе "Студенческий стартап". Что дальше? Он учиться-то продолжает или все силы уже на развитие проекта?
Марина Боровская: Сложная тема. Был момент, когда некоторые студенты, получая поддержку своих проектов в разных конкурсах, стали терять интерес непосредственно к учебе. Но задача университета - выпустить подготовленного специалиста, и федпроект "Платформа университетского технологического предпринимательства" как раз и заключается в том, чтобы помочь университету создать систему подготовки и индивидуальную траекторию для каждого студента так, чтобы его работа по созданию бизнеса могла строиться непосредственно в университете.
И для это нам пришлось обучать технологическому предпринимательству преподавателей, проводить специальные тренинги и внутриуниверситетские программы. В итоге сегодня уже порядка 20 процентов преподавателей овладели этими навыками и вовлечены в работу над сопровождением стартапов.
Все ли могут быть технологическими предпринимателями сегодня? Нужно ли это?
Марина Боровская: Технологическими предпринимателями могут быть не все, но каждый может попробовать. Студенты находят себя в совершенно разных ролях внутри проектов: одни становятся лидерами, другие маркетологами, третьи занимаются разработкой, четвертые - инженеры, дизайнеры, технологи, экономисты. В стартапах востребованы студенты практически всех направлений.
Но технологическое предпринимательство - это не только создание стартапов. Это еще и создание технологии по системному построению бизнеса. С этой точки зрения предпринимателем может быть и основатель стартапа, и менеджер, который управляет проектом.
На какие перспективные направления посоветуете обратить внимание будущим студентам-стартаперам?
Марина Боровская: Безусловно, на все рынки, где необходимы технологические сервисы. Можно отметить фудтех и биотех - к 2050 году будет стоять задача накормить 10 миллиардов человек населения планеты, и новые технологии в создании продуктов питания будут крайне востребованы. Также востребованы будут любые сервисные решения в таких сферах как беспилотные технологии, нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, развитие сферы дизайна, также креативные индустрии, архитектура, туризм и медиа, большая часть ИТ-проектов, игровая индустрия.
Новые источники сохранения и накопления электроэнергии будут также востребованы в связи с массовым переходом автомобильного транспорта на электродвигатели. Здесь важны два направления разработок - повышение энергоемкости для увеличения расстояния пробега на одном заряде аккумулятора и появление технологий по существенному сокращению времени заряда.