В России предложили создать педагогическую ординатуру
С 1 сентября 2024 года студенты старших курсов педколледжей смогут работать воспитателями в детских садах и учителями младших классов школы. Такой закон еще в июле подписал президент. Вдогонку к нему в сентябре Минпросвещения разработало порядок допуска студентов в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Нововведение позволит решить проблему дефицита кадров, утверждают авторы инициативы. Но есть и другая точка зрения: сроки подготовки будущих педагогов нужно увеличить, считает председатель наблюдательного совета Минпросвещения Виталий Сурвилло. Для этого неплохо ввести педагогическую ординатуру по принципу подготовки будущих врачей, сказал эксперт «Парламентской газете».
Учитель без образования
Работать в школе без диплома уже сейчас могут студенты старших курсов вузов. У студентов колледжей такой возможности ранее не было. На это еще в 2022 году обратила внимание группа депутатов и сенаторов, которая и подготовила соответствующие поправки в Закон «Об образовании». Документ приняли этим летом, а принимать студентов колледжей на работу в детсады и школы начнут с 1 сентября 2024 года.
Нововведение позволит решить проблему дефицита кадров в школах, уверены парламентарии. «Это особенно важно для сельской местности, где учителей не хватает, и в случае болезни или декретного отпуска преподавателя найти замену практически невозможно», — отметил во время обсуждения законопроекта в Госдуме председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
В расширении возможностей трудоустройства заинтересованы и сами студенты, и их преподаватели, считает председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. «В результате молодые люди будут выпускаться из колледжа уже с трудовой книжкой и опытом работы по специальности. Новые нормы также позволят активнее использовать институт наставничества: если у молодого специалиста будут вопросы, связанные с работой, он сможет консультироваться у своего педагога», — сказала депутат «Парламентской газете».
Обновление педагогического состава школ приветствуют и сами родители. Как рассказала «Парламентской газете» председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, нововведение позволит наполнить школы молодыми, энергичными кадрами, чего зачастую не хватает современному образованию: «А небольшая разница в возрасте только улучшит взаимопонимание между педагогами и детьми».
Для совершеннолетних с рекомендациями
Порядок и правила допуска студентов педагогических колледжей к работе в детских садах и начальной школе уже разработали в Минпросвещения. Требований не так много: преподаватель должен быть совершеннолетним, успешно пройти промежуточную аттестацию и собрать набор документов, в том числе справку об обучении по специальности «образование и педагогические науки», а также характеристику от учебного заведения.
Для того чтобы создать реальную конкуренцию на рынке образовательных услуг, необходимо обеспечить молодым учителям достойный заработок, считает Ирина Волынец. Опытные педагоги имеют надбавки за высшую категорию, стаж и так далее, у молодых специалистов этого нет. «Речь не идет о том, чтобы и молодые, и опытные педагоги получали одинаковую зарплату. Но она должна быть достойной и у тех, и у других», — пояснила эксперт.
«Для этого необходимо использовать разные механизмы оценки результативности труда. Это и успеваемость класса, и результаты всероссийских проверочных работ, и участие в олимпиадах и конкурсах, и так далее», — сказала Волынец.
Она также предостерегла родителей от соблазна выбирать на свой вкус молодых или опытных учителей для детей: «Государственная школа — это не ресторан, который выбирают в зависимости от вкусов и доходов. Такие требования уместны в частной школе, где обучение платное».
По опыту подготовки врачей
В привлечении талантливых старшекурсников педагогических колледжей к работе в детсадах и начальной школе нет ничего страшного, считает и председатель наблюдательного совета Минпросвещения Виталий Сурвилло: «Тем более что традиции подготовки в педагогических колледжах зачастую отличаются основательностью и глубиной».
Вместе с тем, полагает эксперт, привлечение студентов к работе не должно становиться правилом. «Главное, чтобы это не стало автоматизированной рутиной. Чтобы директора школ руководствовались не дефицитом кадров, а дарованиями соискателей работы», — сказал эксперт «Парламентской газете».
Подготовка кадров к работе с маленькими детьми требует тщательности и фундаментальности, считает Сурвилло: «На мой взгляд, роль педагога начальной школы выше роли любого другого учителя. Именно он закладывает отношение ребенка к обучению в будущем, любовь к знаниям, чувство ответственности — все то, чего так не хватает нынешним школьникам».
«Я бы вообще направлял основные усилия в сфере подготовки педагогов именно на подготовку учителей начальной школы. И конечно, выступал бы за больший период их обучения. Почему-то врачи проходят курсы ординатуры, а учителя, последствия ошибок которых не менее значительны, чем у врачей, таковой не имеют. Добавить два-три года педагогической ординатуры к обучению педагогов было бы, на мой взгляд, совсем неплохо», — заключил эксперт.