Дореволюционный рояль и крестник Чайковского. Всё о детской музыкальной школе имени А.Н. Александрова
23 сентября 1958 года в Киевском районе Москвы (сейчас — Дорогомилово) открылась новая детская музыкальная школа № 3. Она расположилась на Кутузовском проспекте в пристройке к дому в стиле сталинского ампира, возведенному 11 лет назад. Здесь жили известные государственные деятели, среди которых Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Андрей Гречко, Екатерина Фурцева и многие другие. В те годы школа была закрытой — там учились только дети жителей дома. Интересный факт: пройти на занятия они могли через подъезд, не выходя на улицу.
Музыкальную школу открыли благодаря талантливому педагогу и скрипачу Григорию Абрамяну, он стал и первым ее директором. Григорий Владимирович занимался с детьми, учил их играть на скрипке — ученики всегда отзывались о нем с огромной теплотой, любовью и благодарностью. Его книги о мире музыки «Страдивариус», «Мастер Триоль», «Ключ от песенки», «Кто взял фальшивую ноту», «Волшебный каннель» и другие до сих пор пользуются спросом. Сначала кабинетов в школе было несколько, а детей — около 30. Постепенно количество помещений увеличивалось, число учеников тоже росло.
В 1971-м директору присвоили звание заслуженного работника культуры РСФСР. При нем заработал музыкальный лекторий для общеобразовательных школ района, действовали тематические кружки, проводили музыкально-литературные вечера и открытые уроки. Не забывал директор и про педагогов: они имели возможность постоянно повышать квалификацию. Кроме того, более опытные учителя брали шефство над молодыми специалистами — получалась некая преемственность поколений, которой школа очень гордилась. Кроме того, педагоги сотрудничали с коллегами из Тбилиси, Еревана и Баку, обучая и их тоже.
Долгий путь
Педагоги, конечно, здесь всегда работали только самые лучшие. В стенах учреждения преподавал Иван Мозговенко — народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, а также композитор Владимир Блок и его жена — скрипачка Валерия Блок. Благодаря инициативе супругов совместно со вторым директором школы Марией Федоровой в мае 1992 года школе присвоили имя композитора, пианиста и профессора Московской государственной консерватории Анатолия Александрова. Есть версия, что его крестным отцом был сам Петр Чайковский, и это более чем возможно, учитывая, что великий композитор обучал музыке мать Александрова.
Примерно в те же годы музыкальная школа перестала принимать только детей дома на Кутузовском проспекте. Теперь там могли учиться все желающие, конечно, после прохождения вступительных испытаний.
Прошли годы. Школа стала известна не только в своем районе, но и во всем городе, все это время она держит высокую планку. Количество учеников тоже увеличилось — сейчас в школе занимаются около 500 человек. Их обучают сольфеджио, музыкальной литературе, игре на фортепиано, гитаре, скрипке, виолончели, кларнете, флейте, саксофоне, домре, арфе, баяне, аккордеоне, ксилофоне и многих других инструментах.
В рамках программы Мэра Москвы «Искусство — детям» не так давно закупили новые музыкальные инструменты, а также ноутбуки, при помощи которых можно писать музыкальные композиции. А еще появился орган, положивший начало новому направлению. Сейчас органный класс активно развивается — этот профиль пользуется огромной популярностью.
Кстати, в одном из классов «живет» и настоящий раритет — рояль, изготовленный до революции 1917 года. Инструмент вполне исправен, имеет отличное звучание, за ним бережно ухаживают. В классе преподавателя фортепиано Ларисы Белоруссовой (мамы второго директора школы Марии Федоровой) училась девочка из музыкальной семьи. И эта семья в благодарность подарила школе тот самый рояль. Когда девочка выросла, то продолжила обучение музыке и недавно вернулась в школу в качестве концертмейстера и преподавателя. Речь идет о Веронике Рябовой.
Звезды — выпускники и ученики
Многие талантливые выпускники вернулись сюда уже в качестве преподавателей, например пианистки Наталия Лисицына, Марина Огданец, Алла Никитина, клавесинист Андрей Сербента, теоретик Алиса Алексеева.
Школа славится и другими выпускниками — теми, кто сделал блестящую музыкальную карьеру. Заслуженная артистка России арфистка Светлана Парамонова, музыковед заслуженный работник культуры России Людмила Богуславская, музыкальный продюсер Сергей Харута и многие другие выступают здесь на концертах, дают детям мастер-классы, участвуют в фестивалях деревянных духовых инструментов Viva il vento, сольного и камерного ансамблевого исполнительства «Золотые струны», хоровой музыки «Музыкальная дружба», которые проводятся на базе школы.
«Когда приходят такие известные люди, это интересно всем, особенно детям, ведь это совершенно другой подход. Когда ученики соприкасаются с величиной мирового уровня, со звездой, они получают хороший опыт. Для них это большое счастье, это дает мотивацию», — говорит директор школы Анастасия Антипова.
Но есть звезды и среди учеников. Одна из них — аккордеонистка Малика Латыпова, которая какое-то время училась у известного педагога Олега Гапонова, заслуженного работника культуры Российской Федерации, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных.
В театре «Геликон-опера», а также на городских концертах выступают кларнетист Вадим Квоков и саксофонист Афанасий Савин, сестры-пианистки Виктория и Елизавета Мадяр. И таких одаренных детей, которые, помимо прочего, имеют огромный послужной список из конкурсов и фестивалей, очень много.
Большая и трудная задача для каждого педагога — сделать так, чтобы ребенок раскрылся в полной мере, начал играть, будто он уже звезда мировой величины.
«Мы иногда говорим: “Представь, что на тебя смотрит камера, которая снимает крупным планом, и тебе надо показать эмоции, будто ты видишь свое лицо в мельчайших подробностях”. Как правило, это работает. Ученик начинает играть совсем по-другому», — поделилась Анастасия Антипова.
Возрождение традиций
Еще в 1970-х в школе создавали оркестр, который дети очень любили. Потом из-за ряда причин он существовать перестал, однако несколько лет назад о нем вспомнили.
«Изучив историю, узнав, что в нашей школе был оркестр, мы решили возродить традицию. И буквально за два-три года, несмотря на пандемию, смогли создать новый. Вернее, целых три оркестра: струнный, духовой и народный, в котором участвуют баянисты, домристы, аккордеонисты и гитаристы вместо балалаечников», — рассказала Анастасия Антипова.
А еще дети снова выступают на самых престижных музыкальных площадках города. Их приглашают на концерты в Российскую академию музыки имени Гнесиных, Московскую государственную консерваторию, Московский международный дом музыки, Государственный Кремлевский дворец, Концертный зал имени П.И. Чайковского.
Специальные проекты
Не так давно в школе начали работать и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В помещениях развесили таблички со шрифтом Брайля и тактильными вырубками, установили специальное звуковое оборудование.
«Однажды к нам приходили на экскурсию студенты с ограниченными возможностями здоровья. Там были люди, у которых понижен слух. Когда я им что-то рассказывала, они, конечно, слушали сурдопереводчика. А вот когда я попросила преподавателя исполнить произведение на органе, то экскурсанты воспользовались специальными наушниками, помогающими почувствовать волновую вибрацию: так они смогли прикоснуться и к музыке. Большое счастье, что у нас появилось такое оборудование», — отметила Анастасия Антипова.
Кроме того, школа сотрудничала с проектом «Московское долголетие». Люди старшего возраста совершенно бесплатно могут воплотить мечту — научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Сейчас в школе пять взрослых учеников — после окончания программы они получат соответствующий сертификат.
«Единственный момент: руки, конечно, у взрослых уже не такие пластичные, как у детей. И понятно, что таких высот, как дети, они не добиваются. Но для себя они учатся, и это здорово. Помню женщину, которая пришла и сказала: “Хочу играть Шопена”. И ведь стала, причем неплохо! Если у человека есть желание, то возраст не преграда», — рассказала Ирина Ксендзова, заместитель директора.
В октябре в рамках проекта «Московское долголетие» будут открываться кружки, связанные с пением и историей музыки. О подробностях расскажут чуть позже.
Для желающих посетить концерты с высоким исполнительским уровнем в школе проводится творческий проект «Педагогическая филармония». Там выступают музыканты-исполнители.