Святослав Рыбас: В школы на уроки истории придут вожди, императоры и герои минувших эпох

Показать историю России так, чтобы молодой человек ощутил к ней причастность, общепринятыми методами едва ли возможно. С этого утверждения начинается новая книга "Агентура" известного историка, писателя и драматурга Святослава Рыбаса.

Святослав Рыбас: В школы на уроки истории придут вожди, императоры и герои минувших эпох
© Российская Газета

Сложно возразить. Опустим рассуждения на тему "кто виноват?". Сразу к главному - что делать? Об этом беседую с автором.

Святослав Юрьевич, вы предлагаете погружать школьников в историю, дав им поспорить с историческими персонажами Петром I, Петром Столыпиным и пр. Которые придут на уроки благодаря искусственному интеллекту. А как это?

Святослав Рыбас: Помню себя школьником, ожидающим от урока погружения в некую тайну, откровения, но в итоге - разочарование. Зазубривание дат, статистики, пропагандистских лозунгов откровением не являлось. Мой личный опыт (шесть книг в серии "Жизнь замечательных людей" и пьесы об исторических деятелях, поставленные в московских театрах) подвели меня к антипедагогической мысли: требуется иной метод, который позволил бы школьнику стать, нет, не рабом истории, а ее участником. И я написал "Большую империю". Как эксперимент. В издательстве "Русское слово - учебник" выпустили ее маленьким тиражом.

Вы говорите, что "исторические персонажи придут на урок". Нет, в реальности, конечно, никто никуда не приходит. Тогда что же? Например, в моем тексте на уроке, посвященном Ивану Грозному, о котором школьники говорят цитатами из интернета ("деспот кровавый" и т.д.) появляется "главный специалист" по тому времени - сам царь Иван Васильевич. И начинается диалог. Можете возразить: мол, это не школьный урок, какой-то киносценарий, фантастика. Вот и хорошо, что это вас задевает. Более того, за царем в следующих уроках появляются и Петр Великий, и Екатерина Великая, и другие. А кроме того, появляются в каких-то моментах и предки наших учеников. Главные герои - ученики, которые должны понять драматургию исторического процесса и изменить свое отношение к прошлому.

Могу побывать на таком уроке?

Святослав Рыбас: В нескольких гимназиях идет подготовка к таким экспериментальным урокам. В одних вариантах это групповая (по ролям) читка школьниками "Большой империи" с последующим обсуждением, в других - постановка в школьном театре. Мои ключевые герои - гимназисты. Они, самостоятельно мыслящие, пользующиеся информационными возможностями интернета, могут спорить со старшими, всем 16 лет. Вначале относятся к затее Учителя свысока. В итоге проникаются величием отечественной истории и пониманием ее значения для каждого.

Кстати, в стране семь тысяч школьных театров. В их отношении есть специальный план министерства образования, однако, насколько знаю, есть немалая проблема с выбором репертуара.

Компьютерная версия Петра I: это программа, где царь будет излагать "правильные истины"? Или нейросеть с возможностью самообучения? С таким царем можно спорить?

Святослав Рыбас: Говорить о компьютерной версии еще рано. В моем варианте есть четыре участника - учитель, цари, школьники, информация компьютера (справочная в своей основе). То, что компьютер назван "Иван Ивановичем" ("искусственным интеллектом"), - это литературный прием, не более. "Правильные истины Петра" - выводы, которые делаются на основании обсуждения в классе подлинной обстановки того времени - экономики, геополитики, состояния промышленности, технологий и т.д. То есть наш "Петр" вместе со школьниками делает выбор исторического действия. И задаемся вопросом: у него были иные варианты, кроме избранного?

Представим: идет урок истории. Вы в роли учителя, Петр I - искусственный интеллект в роли самого себя, я - ученик. Дерзкий. Встаю, спрашиваю: а чего же ты, государь, после Полтавской битвы приглашал в шатер пленных генералов и поднимал тосты за их здоровье, называл "учителями". Карл XXII - кровавый садист, его генералы казнили пленных русских солдат после боя. Хорошие учителя...

Святослав Рыбас: Во-первых, есть правило оценивать исторических героев не с точки зрения нашего просвещенного времени, а по условиям тогдашнего. Правило часто забывается, и напрасно. Однако в случае действия этого правила многое из того, что сегодня кажется неприемлемым, будем воспринимать просто как реальность. Во-вторых, шведская армия была технологически совершеннее российской, ее легкие пушки доминировали на поле брани. Тут было чему поучиться. А что было с 20 тысячами пленных шведов? Петр многих направил на строительство заводов. Русская фамилия "Шведов" - отзвук того решения императора.

Поэтому задача историка - не оценивать героя, а показать обстоятельства, которые диктовали ему те или иные решения. Еще старик Гегель утверждал, что обстоятельства важнее характера самого героя. Мы же привыкли "оценивать".

Когда я учился в школе, граф Аракчеев подавался деспотом. Но сейчас говорят, что его деспотизм гипертрофирован. И так со многими, вплоть до Сталина и Хрущева. Как быть, если грехи и заслуги царей и вождей постоянно переоценивают?

Святослав Рыбас: Взять "деспота" Аракчеева. Что мы знаем о нем? А ведь это один из "отцов" победы России в Отечественной войне 1812 года. Русскую артиллерию можно назвать "аракчеевской". Или взять декабристов, "которые разбудили Герцена". В их вооруженном протесте против монархии, кроме моральных требований, были и иные обстоятельства: их экономические интересы были задеты реформами министра финансов Гурьева, который изыскивал средства залатать госбюджет после расходов в войне с Наполеоном.

Изучая дедов, узнаем внуков. Изучая предков, узнаем самих себя

Представляю, как непросто современному педагогу, который учился по каноническим учебникам, открывать многообразия исторических обстоятельств и, что еще труднее, выводить некий баланс. Свою "Большую империю" я показывал руководителям Российской академии образования, надеясь на конструктивный разговор. Этого не случилось. Например, ссылка в моей книге на реформы Гурьева, ударившие по дворянским поместьям, вызвала неадекватную реакцию, будто я покусился на каноны.

А я действительно "покусился", но не на каноны, а на методы преподавания истории и предложил конкуренцию интернетовским "урокам".

В РФ на 1000 человек - один историк. Не хватает даже учителей, которые практикуют "общепринятые методы" преподавания. Где же взять педагогов, которые будут преподавать историю по-новому?

Святослав Рыбас: На первом месте - понять, что назрела проблема. Выпуск новых учебников под редакцией Владимира Мединского и Анатолия Торкунова - ее отражение. Там много оригинального, правда, нет "исторической драматургии". В целом движение идет. Академик Торкунов в рукописи прочитал "Большую империю" и оценил проект как уникальный. Решили предложить Институту развития интернета создать такой своеобразный учебный курс для массовой аудитории. Я встречался с директором института, встретил большую заинтересованность. Но пока что дело поставлено на паузу.

Идет битва за умы. И как только мы создадим свой виртуальный образ Рюрика или маршала Жукова, оппоненты попытаются на это ответить. Как думаете, чем?

Святослав Рыбас: Уверены, что "мы создадим", а не будем вынуждены плестись в хвосте? Напомню высказывание "друга России" Збигнева Бжезинского: в культурном противостоянии ансамбль "Битлз" победил русский Большой театр.

И что это будет: новый этап кибервойны за умы молодежи?

Святослав Рыбас: Война за умы идет со времен Рождества Христова. Меняются только идеи и методы. Не кажется ли вам, что мы воюем одной рукой, а вторая загружена нашими "антигероями" типа Ивана Грозного и графа Аракчеева? Напомню мысль Василия Ключевского: "Прошедшее бесследно не проходит; ушли только люди, его делавшие... Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают, а ломаются по чьему-то детскому капризу".

Когда такие уроки истории могут запустить в наших школах?

Святослав Рыбас: Задайте этот вопрос руководству Института развития интернета. Я же могу предложить ответить на него Петру Алексеевичу. Он умел находить ответы на сложные проблемы.

Справка "РГ"

Святослав Юрьевич Рыбас - писатель-историк, драматург, автор многих политических биографий в серии "ЖЗЛ", учебного пособия для студентов, романов, исследований и пьес. По его повести "Зеркало для героя" снят одноименный фильм.