Представители института наставничества в ОДК-Кузнецов: "Ставим на молодые кадры"

- "ОДК-Кузнецов" уделяет большое внимание подготовке кадров. Специалистов начинают готовить буквально со школьной скамьи. В каких школах и вузах Самары организована эта работа заводом?

Представители института наставничества в ОДК-Кузнецов: "Ставим на молодые кадры"
© Волга Ньюс

Юлия Ферапонтова (далее - Ю.Ф.): У нас два опорных вуза - Самарский университет и СамГТУ. Кроме того, постоянно увеличивается количество опорных школ, на данный момент их 18. Большинство располагаются в Самаре, но с прошлого года стали присоединяться тольяттинские школы, а в этом году поступила заявка от сызранского лицея.

Процесс формирования опорных школ был запущен в 2019 году. Список нам предоставило региональное министерство образования. Выбирая образовательные учреждения, мы обращали внимание, реализуется ли в них физико-математическое направление. Также сыграло роль расположение школ - большинство находятся недалеко от завода, в основном, на Безымянке. Изначально в список вошли школы, расположенные на площадках, близких к ОП "Управленческий" (школа №27), к ОП "Винтай" (школа №165), Самарский технический лицей, школы №№ 67, 68, 122 и другие. А школа №26 стала опорной сразу после открытия. Сейчас на ее базе действует лаборатория "ОДК-Кузнецов".

- Каких результатов удалось достичь в тех школах, где наставничество было реализовано с самого начала, в 2019 году?

Ю.Ф.: Первый результат - информационно-имиджевый. Мы постоянно общаемся с детьми и родителями этих школ, и они уже иначе воспринимают завод: не как предприятия со старыми промасленными станками и работниками в синих халатах из советских фильмов, а как производство с новейшими комплексами, обладающее передовыми технологиями и современными подходами к процессу. Они не шапочно знакомы с деятельностью завода, так как неоднократно посещали его в рамках "Недели без турникетов".

Во-вторых, в этих школах профориентация находится на более глубоком уровне, с ними, наряду с нами, сотрудничают Самарский университет и СамГТУ, колледжи. Все нацелено на то, чтобы дети лучше ориентировались в профессиях и точно знали, куда поступить, чтобы эту профессию получить.

Сами школьники являются не только участниками, но и лауреатами, победителями чемпионатов по физике "Построй карьеру в ОДК". Эти ребята имеют четкое представление о том, что такое современный завод и куда надо идти учиться, чтобы не только получить востребованную профессию, но и обеспечить себе карьерный рост.

- Кем являются специалисты-наставники в образовательных учреждениях? Практикующими сотрудниками завода или студентами?

Ю.Ф.: Если мы говорим в целом о том, кто работает в школах, то это представители самых разных структурных подразделений предприятия. С лекциями о рабочих профессиях к учащимся приходят, соответственно, представители этих профессий.

Если говорим о руководстве, то дети встречаются и с управляющим директором, и с генеральным конструктором, и с главным инженером. Если говорим о программе "Компас для школьников", то уроки проводят инженеры-конструкторы, представители завода - как опытные работники, так и студенты-"целевики", которые также трудоустроены в "ОДК-Кузнецов".

- Вопрос к студентам: какова ваша роль в качестве наставников, какие у вас обязанности?

Иван Яшков, студент 5 курса Самарского университета, техник-конструктор "ОДК-Кузнецов" (далее - И.Я.): Я стоял у истоков проекта "Компас для школьников" и являюсь одним из первых преподавателей, которые начали взаимодействовать с детьми, преподавать моделирование и работать по проекту "Компас". Год назад проект вышел на новый уровень, и сейчас мы с коллегой Иваном Сергеевым служим старшими преподавателями данной программы.

- Как вы попали в программу?

И.Я.: Как и мой коллега, я являюсь студентом-"целевиком" "ОДК-Кузнецов". Все мои учебные практики проходили на территории "ОДК-Кузнецов", я участвовал во всех заводских мероприятиях, проявлял себя. В итоге меня пригласили в качестве наставника на должность руководителя технического кружка в школу №26. Там прошла встреча с директором, преподавателями, на которой мы предварительно выяснили пути будущего взаимодействия. Сошлись на обучении 3D-моделированию, выбор пал на проект "Компас для школьников". Первые полгода я работал один в школе. Сам придумывал планы уроков, составлял программу для обучения 7-8 классов. Затем подключились другие "целевики", а за мной закрепилась позиция старшего помощника. Сейчас, помимо занятий с детьми, я помогаю начинающим наставникам.

- Вы достаточно молоды, воспринимают ли школьники вас всерьез как педагога?

И. Я.: Большинство ребят заинтересованы в этой теме и хотят развиваться, им интересно получать новые знания. За полтора года у меня накопилось достаточно забавных историй, связанных с желанием учеников распечатать созданные под моим руководством в "Компасе" 3D-модели разных деталей. Насколько известно, один из них реализовал идею: получил доступ к 3D-принтеру и напечатал то, что создал сам. Мне же, в свою очередь, было приятно видеть, что наши уроки не проходят зря.

Иван Сергеев, студент 3 курса проекта "Крылья Ростеха" Самарского университета, инженер-конструктор "ОДК-Кузнецов" (далее - И.С.): Я попал в эту программу как студент проекта "Крылья Ростеха". Нам предложили принять участие в "Компасе для школьников". Меня заинтересовала эта тема, и мы попали в команду с Иваном Яшковым, начали работать вместе, поняли, что трудимся во имя единой цели.

Главным на тот момент стало решение задачи о том, как заинтересовать обычных школьников седьмых-одиннадцатых классов, как их увлечь конструированием. Но увлечь семи- и одиннадцатиклассника - две разные задачи.

Для седьмых классов нужно в первую очередь объяснить, почему это интересно. Мы подключили фантазию, стали рассказывать о программе 3D-симулятора, заинтересовали возможностями, сказав, что ребята могут создать все, что захотят, - от чехла для телефона и до детали конструктора "Лего". После того как эта мысль у них уложилась, стали появляться разные вопросы, включая и возможность распечатать смоделированную трехмерную вещь.

Когда мы с Иваном Яшковым научили ребят базе, они приступили к азам моделирования. При этом мы не давали им сложных технических деталей. По себе знаю, что это было бы скучно. Изначально мы рассказали, как работает программа, а потом дали полный карт-бланш, и они делали любые изделия, которые приходили им на ум. Например, у нас проходили конкурсы вроде "Построй лучший самолет", делали вертолеты, елочки и т.д.

- Можете оценить свою работу за прошедший год? Систематизировались ли у ребят знания, которые вы им дали, и чего удалось достичь?

И.Я.: У учеников седьмых и одиннадцатых классов разная мотивация к обучению. Например, семиклассники очень легко увлекаются. Но если для взрослых ценность - деньги и карьерный рост, то для подростков это поддержка друзей, интерес к деятельности, в которую они погружены. С ними надо говорить на одном языке, чтобы вовлечь их в работу. Кто-то приходил на занятия и сразу приступал к технической работе, изготовлению инструментов в виде гаечных ключей. Другие начинали с блоков зарядок, чехлов для телефонов. Поэтому и градация по результатам различная.

Семиклашки иногда приходят на занятие со словами: "А мы уже забыли прошлый урок", поэтому приходится повторять и, пока не усвоят, не идти дальше. Одиннадцатые классы быстрее вспоминали алгоритм, им удавалось за тот же учебный год продвинуться дальше.

В конце прошлого учебного года на территории Самарского университета прошла летняя смена "Школы Королева", туда были приглашены и представители опорных школ "ОДК-Кузнецов", где был внедрен "Компас для школьников". В течение недели посещали занятия, экскурсии на территории вуза, на практике познакомились с 3D-печатью, изучили более подробно компьютерные технологии, полностью моделировали сложный с технической точки зрения предмет - редуктор, включая корпуса, шестеренки, валы и прочие детали. То есть те, кто изначально делал простейшие объекты, перешли к сборкам, и это, считаю, прогресс.

Важно и то, что наша программа не заканчивается, прошел всего лишь полноценный учебный год. Впереди еще путь, пройдя который, мы сможем более объективно оценить результат и прогресс. Для себя же мы понимаем, что есть куда расти, что нового - творческого и технического - придумывать, укрепляем сотрудничество с заводом. Например, если в "ОДК-Кузнецов" разрабатывается двигатель, предлагаем школьникам выполнить деталь от этого двигателя, приносим в школу экспонат, чтобы ученик мог обмерить металлический предмет руками, перенести данные в компьютер, а оттуда - в печать.

- Вопрос Юлии Владимировне: в чем, по-вашему, состоят глобальные цели и задачи наставничества, организованного предприятием?

Ю.В.: На предприятии внушительный пул наставников. В то же время к нам приходит много молодежи. В какой-то момент мы заметили, что на молодых и наставников среднего возраста молодежь (вновь принятые сотрудники, студенты-практиканты) реагирует более живо. Во-первых, они говорят на одном языке, во-вторых, быстро находят контакт. Мы постарались это использовать и в работе со школьниками.

Когда наши конструкторы начали привлекаться к преподаванию, мы подумали: почему бы не привлечь и студентов-"целевиков"? От школьников они пока шагнули не очень далеко, но при этом уже имеют навыки, которыми готовы поделиться. Кроме того, у многих получается делать это интуитивно грамотно с точки зрения педагогики. Четвертый момент - наши наставники в школах: они носители бренда "ОДК-Кузнецов", представители завода и наглядно демонстрируют, как сегодня выглядит современный сотрудник предприятия.

Когда все это вместе сошлось, стало ясно, что это работа не только со школьниками, но и с молодыми сотрудниками предприятия. Конечно, желательно, чтобы наставниками выступали и специалисты с более солидным опытом, но разрыв в поколениях дает о себе знать. Сегодня лицо наставника очень помолодело.

- Идею привлекать студентов, работающих на заводе, сами придумали или переняли опыт коллег из других предприятий?

Ю.В.: Мы пришли к этому интуитивно. Расскажу на примере "Компаса для школьников", как появилась эта идея. Компания "Аскон", которая является разработчиком отечественного программного обеспечения, в том числе, "Компаса 3D", плотно работает на предприятии с IT-службой, конструкторским бюро, нашими технологами. Однажды мы встретились с руководителем компании, и он упомянул, что для школьников лицензии к программному обеспечению бесплатные. Мы предложили внедрить программы в наших опорных школах.

Сыграло и то, что многие дети уже не знают, что такое черчение, этот предмет есть далеко не во всех школах. Соответственно, у учеников не сформировано пространственное мышление. Здесь же ребята могут выполнить работу не только на плоскости, но и смоделировать в 3D, углубить знания в этом направлении. Это навык, полезный для тех, кто планирует связать свою жизнь с технической профессией. А нам такие нужны. Второй момент - таким образом дети знакомятся с деятельностью завода.

- В августе появилась информация, что "ОДК-Кузнецов" примет участие в конкурсе на обучение сотрудников предприятия - производственных мастеров и наставников - за счет средств федеральной субсидии. Что это за программа, сколько продлится, кто примет в ней участие и каким функционалом будут наделены выпустившие по окончанию наставники?

Ю.В.: Этим проектом занимается городской центр занятости. Он вышел с инициативой на все предприятия оборонного комплекса в регионе. И здесь наш партнер - Самарский университет - готовит программы для обучения сотрудников. Мастера и наставники - это те категории, которые нам хотелось бы обучить прежде всего. И здесь мы будем работать в тандеме с Самарским университетом. Они изучают практики, имеющиеся у нас, добавляют туда свои наработки и, при необходимости, привлекают другие образовательные организации. Таким образом, мы совместно с ними формируем программу, по которой потом будут обучаться представители нашего производства.

- То есть речь о том, что уже существующие наставники повысят свою квалификацию?

Ю.В.: Верно. Причем мы с Самарским университетом подготовили две программы. Одна будет непосредственно связана с наставниками производственного обучения, демонстрацией новых подходов в передаче практического и теоретического материала. Второе направление касается работы с разными возрастными категориями и новыми приемами, касающимися преподнесения материала. В эту программу попадают все участники проектов "Компас для школьников" и "Крылья Ростеха".

- А как обучались те наставники, что уже сейчас имеются на предприятии?

- Ю.В.: У нас проходили курсы, но исключительно базовые, так называемый педагогический минимум. Ребят, которые были включены в проект "Компас для школьников" достаточно быстро, мы не обучали педагогике. И, честно говоря, когда я наблюдала их работу на уроках, сделала вывод: "Слава богу, что не учили". У них - настоящая интуитивная педагогика, не засоренная теми требованиями, приемами, регламентами, которые, как правило, честно скажем, ничего хорошего не дают. А здесь они изобретали все сами, буквально с нуля. Они скромничают и пока не рассказали, что создали целую педагогическую платформу для проекта "Компас для школьников".

По большому счету, сейчас зарождается некая параллельная педагогическая система. Мы выстроили партнерские отношения с СГСПУ, в ближайшее время будем обсуждать, каким образом подтянуть наставников в плане педагогического образования, чтобы они получили необходимую базу на профессиональной площадке. Но они уже сейчас, как мне кажется, сами могут "научить" любого учителя.

Кстати, совместно с педагогическим университетом мы запускаем проект по поддержке учителей физики. Думаю, студенты обменяются опытом с нашими практически состоявшимися педагогами-"целевиками". Это будет очень полезно.

- Это планы на ближайшее будущее?

Ю.В.: Да, анонсируем уже сейчас, что в ближайшее время запустим проект по поддержке учителей физики. Обобщив сказанное, дополню: проблемы подготовки кадров стоят очень остро не только в "ОДК-Кузнецов", но и во всех отраслевых региональных предприятиях в целом. Все страдают от нехватки специалистов. Поэтому в процесс их подготовки включаются все и начинают работу по подготовке кадров уже со школы.

Об этом уже заговорили официально, строятся дорожные карты по работе с учащимися средних образовательных учреждений. Мы просто сыграли на опережение, начав заниматься этим раньше, еще в 2019 году, потому что увидели: если не выйдем в школы, то не получим "целевиков" нужного нам уровня. А не будет "целевиков" значит гарантированно не будет тех работников, которые не просто формально отучились, а уже подготовлены к работе на предприятии.

- "ОДК-Кузнецов" первым предложил ввести наставничество в школах. Но вы же общаетесь с коллегами, как у них выстроена эта работа?

Ю.В.: Я наблюдаю за тем, что происходит на "Авиакоре", "Прогрессе", сейчас такая практика есть почти у всех. Недавно мы беседовали с коллегами из РКЦ "Прогресс" и, возможно, будем объединять усилия.

- Они разве не конкуренты?

Ю.В.: Мы все формально конкуренты, но работаем на одно большое дело - промышленность Самарского региона. Поэтому "драться за головы и руки" мы, с одной стороны, готовы, но, с другой, чем больше у нас будет выпускников, которые сдают физику и поступают в технические вузы, тем лучше и им, и нам. Не важно, куда они придут, - важно, что они будут работать на благо страны. В подготовке будущих кадров мы не конкуренты.

- И вновь вопросы студентам: много ли школьников к 11 классу четко видят свое будущее?

И.С.: Как правило, выпускник не знает, куда дальше идти. Я сужу по себе, по знакомым. Только единицы, не более 10%, имеют понимание, чем будут заниматься по жизни. О себе скажу, что в свое время это был "выстрел в небо". Хорошо, что попал в цель.

Со старшеклассниками мы в основном работаем совместными группами, но их нужно грамотно замотивировать. Для этой категории школьников имеют значение финансовая сторона вопроса и перспективы карьерного роста. Поэтому в первую очередь необходимо обрисовать перспективы.

Как уже сказала Юлия Владимировна, в наше время действительно есть нужда в хорошо подготовленных кадрах. Поэтому и появляются такие программы, как "Крылья Ростеха", "Инженерный старт" или "Компас для школьников". Профессия инженера-конструктора сейчас стоит на том же месте, что программист. Только программистов стало очень много, а в конструкторах предприятия испытывают недостаток. Наша задача - объяснить школьникам перспективы и востребованность профессии, в том числе за счет упоминаний, что зарплата среднестатистического инженера-конструктора раз в квартал стабильно увеличивается.

- Кроме финансовой составляющей, чем еще можно замотивировать 11-классников?

И.Я.: Мы стараемся транслировать ученикам: смотрите, мы стоим перед вами - заряженные на результат, способные общаться с вами на одном языке. Их очень радуют и мотивируют наши достижения. Ведь я могу не только выполнить техническую задачу, условно, по расчету узла двигателя, моделированию объекта. Например, у меня был опыт работы худруком, режиссером постановок в университете.

Школьники понимают, что "технарь" может реализоваться и в творчестве. Считывают: "Если я пойду по его стопам, то буду также развиваться". Многие ребята, которые сейчас поступают на программу "Крылья Ростеха", - это те, кого я вел, когда они были школьниками. И вижу, что они готовы сделать больше, ярче, интереснее, включая подачу материала и работу на производстве.

- Юлия Владимировна упомянула, что вы создали собственную педагогическую платформу. Расскажете?

И.С.: После полноценно проведенного учебного года и летнего интенсива с ребятами, с нуля смоделировавшими редуктор и распечатавшими его на принтере, у нас родилась идея: почему бы не написать единую программу для всех опорных школ? Дело в том, что, когда мы с Иваном приступили к работе наставниками, очень много времени уходило на подготовку к занятиям, продумыванию каждого урока, поиску необходимых чертежей, позволяющих преподнести информацию более доходчиво. Занятия получались менее продуктивными.

И мы вышли с предложением к руководству учебного центра с идеей о создании единой программы. В этом году число опорных школ увеличилось, соответственно, появилась нужда в преподавателях. До некоторых пор каждый новый наставник работал интуитивно, но мы пришли к тому, что должна быть единая база. Эту идею руководство одобрило, так появился базовый курс для начинающих наставников. В нем будет прописан материал, включены авторские видеолекции. Каждое занятие будет систематизировано на интернет-платформе, станет доступным 24/7, там будут и домашние задания, и самостоятельное обучение.

И.Я.: В качестве площадки мы использовали 3D-платформу. Она удобна и администраторам, и тем, кто имеет доступ к редактуре, и школьникам, которые открывают это просто как сайт и могут просматривать уроки, журнал оценок.

- Кто-то помогал в создании образовательной платформы?

И.Я.: Это наш с Иваном совместный мозговой штурм. Платформа появилась отчасти благодаря наработкам и опыту, нашим микроэкспериментам в течение уроков. в течение полутора лет,Мы практическим путем выясняли что работает, а что нет. Принцип, которого мы придерживались, популярен, но точен: "Скажи мне - я забуду, покажи - я запомню, дай сделать - и я пойму".

И.С.: В заключение проанонсирую мероприятие, которое пройдет у нас 17 сентября. Оно посвящено тем, кто попал в третий набор проекта "Крылья Ростеха". Там мы представляем наш проект, базовую программу, накопленный опыт, будем агитировать студентов пойти в преподаватели "Компаса для школьников", а на следующем этапе проведем отбор с авторскими интенсивами о том, как заинтересовать школьника, как работать с образовательными организациями, с программой по 3D-моделированию. Подробно расскажем, с какими проблемами сталкивались, преподавая ребятам. Приглашаем всех желающих!