Исследование: две трети сегодняшних школьников будут работать в еще несуществующих профессиях
Профессии будущего не за горами. Почти две трети школьников будут работать в несуществующих сейчас профессиях через несколько лет. А половине работающих будет нужна переподготовка уже в ближайшее время. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование трендов развития человеческого потенциала, подготовленное Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Что в будущем ждет школьников на рынке труда и как изменятся требования работодателей к соискателям?
По прогнозам исследователей, уже после 2025 года количество студентов, которые выбирают традиционное обучение в вузе, сократится из-за появления альтернативных способов получения необходимых знаний и практических навыков. А к 2030 году постоянная работа по специальности будет уже неактуальна. Что касается новых направлений подготовки, то они уже активно развиваются. Среди них, например, инженер по обслуживанию сложной медицинской техники, оператор беспилотников, разработчик экзоскелетов. По мнению ректора РосНОУ Владимира Зернова, практически по всем направлениям развитие пойдет по двум векторам — фундаментальная подготовка и более сильная специализация:
Владимир Зернов ректор РосНОУ «В профессиональной среде активно обсуждается структура, назовем ее «Университет будущего», который будет востребован в ближайшие годы. И сейчас, и в будущем — это необходимость получения фундаментальных знаний. Блок будет один-два-три года, а затем пойдет набор блоков, какие нам нужны по знаниям, такие и добавляем. Это очень расточительно, чтобы человек учился шесть, тем более девять-десять лет. У нас уже имеются огромное количество примеров, когда школьники составляют такие компьютерные программы, которые не под силу не то что выпускникам вузов, а суперспециалистам, и ставят в тупик наших ведущих специалистов. Сейчас студент более прагматичен, поэтому проведение конкурсов типа «Технологического предпринимательства», типа стартапов для студентов крайне интересно, востребовано, и это то, что поможет нашей стране обрести технологическую независимость».
Согласно исследованию, более 1 млрд рабочих мест в мире будут трансформированы к 2030 году. И чтобы успешно приспособиться к изменениям на рынке труда, нужно переходить к концепции Lifelong Learning — обучению на протяжении всей жизни — и развивать программы профпереподготовки. По мнению экспертов, в первую очередь переподготовка будет нужна цифровым профессиям, связанным с IT и маркетингом. Также изменения коснутся юриспруденции — особенно будут востребованы специалисты по интеллектуальному праву и эксперты-техноэтики. Новые профессии — это биоинженерия, направления, связанные с искусственным интеллектом и нейросетями, а также цифровизация логистических процессов, например создание беспилотных грузовых автомобилей. Эксперты говорят, что при приеме на работу в приоритете будут навыки, нежели опыт и образование. Комментирует эксперт по трудоустройству и реализации в карьере Гарри Мурадян:
Гарри Мурадян эксперт по трудоустройству и реализации в карьере «Подход Liflong Learning имеет место быть. Требования рынка труда и технологий меняются настолько быстро, что то, чему мы учимся сейчас, будет, скорее всего, не востребовано потом. Поэтому в первую очередь в вузах должны давать гибкие навыки и способность критически мыслить, правильно собирать и анализировать информацию. Что касается требований работодателей к соискателям, то в ближайшие годы нас ждет либерализация рынка труда. Сейчас работодатели все больше начинают понимать, что иметь рваный опыт, но качественный — это нормально; что брать фрилансера — это окей. Вдобавок дискриминация женщин — то, что они получали на 20% меньше, — смывается. И отношение к возвратным людям тоже меняется. Если раньше считалось, что 45+ — это проблемные кандидаты, то сейчас, ввиду глубокой демографической ямы, 45+ готовы смотреть, главное, чтобы человек был хороший и талантливый. Раньше этот разговор даже не поднимался».
Business FM спросила нейросеть YaGPT от «Яндекса», какими будут профессии будущего. Вот что она ответила:
«Это робототехники, специалисты по виртуальной реальности, специалисты по биотехнологиям. Все профессии будущего будут связаны с развитием искусственного интеллекта, машинного обучения и робототехники».
Что ж, ответ предсказуем. Нейросеть не упоминает о профессиях творческих — художниках, поэтах, музыкантах. Все же человечеству стоит надеяться на то, что технологический прогресс оставит ему больше времени на созидание и создание ценностей нематериальных. Все эти профессии тоже — Lifelong Learning. И здесь тоже важно, чтобы человек был хороший и талантливый.