Только ли хорошему учит школа: психологи раскрыли неочевидные минусы системы образования
Один из главных минусов школьного образования, по мнению психолога Алены Август, заключается в ограничении, связанном с выражением учениками собственного мнения. «Мне кажется, чему плохому может научить школа, так это тому, что ты глупый, не можешь высказать свое мнение. В школе ограничивают высказывание каких-то идей. Ты поймешь, что не надо «высовываться». Сиди тихим, примерным ребенком. Главное – держи лицо», – размышляет Август. Из таких «правильных» девочек и мальчиков вырастают не очень честные люди, считает психолог. «Нам сейчас нужны молодые ребята, которые верят в себя, верят в страну, не боятся задавать вопросы и сами ищут на них ответы», – отмечает Август. Школа – пространство свободы, где ребенок должен попробовать все и найти лучшее для себя, отмечает эксперт. «В ситуации, когда ему сложно – не бояться просить помощи и понимать, что это нормально. А в ситуации, когда он видит, что плохо кому-то другому, не бояться помочь. В моей идеальной картине мира это так», – заключила Август. Социальный психолог Александр Шахов считает, что вредное влияние в школе может происходить через токсичное отношение сверстников. Если в классе и школе наблюдается травля, часть учеников становится изгоями, и последствия могут быть печальными, отмечает эксперт. Самый минимальный вред, полученный от такой ситуации, – психологические травмы. «Из негативного еще есть следующее – если программа построена стандартно, без учета индивидуальных особенностей, то это уменьшает такие качества личности, как гибкость, творчество, адаптивность. Такие качества для личности важны, их нужно развивать», – считает Шахов. Также к негативным влияниям, по мнению эксперта, можно отнести «эффект толпы» или «эффект суриката» – это когда в коллективах распространяются социальные шаблоны. Они могут быть связаны не только с процессом обучения, но и с той атмосферой, которую создает педагог. «Он может эти шаблоны разбивать, а может поощрять. Или быть к ним безразличным. Например, шаблон «успех в жизни – новые кроссовки» помешает формированию правильного мировоззрения личности. Возможно, такой шаблон в дальнейшем окажет влияние на жизнь человека», – считает Шахов. Среди факторов плохого влияния на ребенка разные эксперты выделяют также ограниченное внимание к практическим навыкам. Ученики могут не знать, как управлять финансами, решать конфликты или развивать мягкие навыки, необходимые для успешной карьеры. Некоторые школы ограничивают взаимодействие учеников с технологиями, что тоже является спорным фактором. Также ограничено внимание со стороны учебных заведений к социально-эмоциональному развитию. Школы часто сосредотачиваются на академических достижениях, оставляя в стороне важные аспекты социальных и эмоциональных компетенций. Это может привести к проблемам во взаимоотношениях, а также к неспособности справляться с эмоциональными вызовами. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, ФедералПресс / Ольга Юшкова