На Урале вырос спрос на услуги частных репетиторов
Ближе к сентябрю, когда заканчивается сезон отпусков, стартует охота на репетиторов. Родители спешно определяются, как подтянуть знания ребенка - заниматься с учителем один на один или отдать предпочтение групповым урокам в учебном центре. На фоне общего ажиотажа ценник на такие услуги обычно устремляется вверх. Из чего он складывается и почему в последние годы этот бизнес растет как на дрожжах, выяснял корреспондент "РГ".
Глаза в глаза
- Репетитора по английскому языку мы взяли, можно сказать, вынужденно, потому что наша гимназия мало что давала по этому предмету - текучка кадров, каждую четверть - новая англичанка, дети не успевают привыкнуть, как снова новый учитель, - сетует Ирина из Тюмени.
Мама школьницы промониторила прайсы разных центров, но цена оказалась кусачей - 800-900 рублей в час с индивидуальным подходом. Так как семья живет за городом, к этой сумме нужно было прибавить еще и расходы на бензин, чтобы увезти-привезти мученика науки. В итоге семья остановилась на частном репетиторе, который берет 700 рублей за час.
- Два месяца дочь ходила к ней домой, наладили контакт, подружились, теперь встречаются в интернете. Цена от этого не снизилась, но я довольна результатом: аттестация в четвертом классе пройдена блестяще. Репетитор берет за основу не школьный учебник, а книги, которые читают носители языка, - рассказывает Ирина. - Недавно нас приглашали на занятия в небольшой группе, там час стоит 400 рублей, но мы решили остаться у своего педагога: тут я полностью доверяю человеку, его компетенциям и подходу к делу.
Цена знаний
Эксперты поясняют: цена зависит главным образом от квалификации и опыта преподавателя, а не от формата занятия. Неважно, как проходит урок, очно или по интернету, - педагог тратит время на подготовку и проведение занятия, поэтому чаще всего особой разницы в цене нет.
А может быть, просто провести диагностику успеваемости ребенка и убедиться, что школа дает достаточно знаний, а не следовать моде
А вот чем крупнее город, тем стоимость услуг выше: если в провинции час обойдется в 650 рублей, то в Екатеринбурге - 1000-1200. Но спрос сейчас столь велик, что заоблачные цифры никого не останавливают.
Групповые занятия, конечно, дешевле индивидуальных. Мы сравнили цены в интернете и узнали, что сэкономить также можно, покупая услуги "оптом". Например, за математику или русский язык придется выложить 5200 рублей за четыре персональных урока, а если ребенок будет заниматься в группе, то 3400. А вот если для школьника приобретают абонемент на 24 урока, то стоимость составит 24 и 15,6 тысячи соответственно.
- Объяснимо высок запрос на предметы, которые нужно сдавать обязательно. Час стоит от 500 до 2000 рублей в зависимости от опыта учителя, впрочем, нет никаких гарантий, что даже титулованный педагог сможет мотивировать двоечника так, что тот станет призером олимпиады. И наоборот, иногда ребенку хватает одного дополнительного урока в неделю, чтобы восполнить пробел в знаниях, - говорит математик с14-летним стажем Наталья Певнева.
Предложений на рынке очень много. Как клиенты делают выбор? По словам Анны, руководителя частной школы в Березовском, изначально родители обращают внимание на красивую "обертку": как выглядит помещение, обставлен класс, немалую роль играет местоположение - предпочтение отдают центральным районам города. Но спустя месяц-два начинают спрашивать результаты - и с ребенка, и с репетиторов.
- Прежде чем заключать договор, убедитесь, что у учебного заведения хорошая репутация, есть высокобалльники. А может быть, просто провести диагностику успеваемости вашего ребенка и убедиться, что школа дает достаточно знаний, а не следовать моде на репетиторов, - советует Анна.
Арифметика и бизнес
Понятно, что цена растет вместе со спросом. А из каких составляющих складывается реальная стоимость услуг образовательных центров? По оценке Анны, для старта такого бизнеса требуется от 500 тысяч до миллиона рублей. Главная статья расходов (около 30 процентов) - аренда помещения и оплата коммунальных услуг.
- Также значительная часть бюджета - зарплата педагогов (от 20-30 тысяч рублей на каждого) и расходы на продвижение, которые составляют примерно 20 процентов. В основном упор делаем на соцсети и таргетированную рекламу. Нужно предусмотреть и траты на расходные материалы: питьевую воду в кулере, канцтовары. К тому же детей приходится постоянно стимулировать, например, у нас есть яркие мотивационные дневники с наклейками: выполнил задание - получил награду, собрал серию наклеек - выиграл ценный приз. Это тоже дорогое удовольствие, - поясняет Анна.
Расклад по доходам такой: если с начала года сформировались три группы по десять детей, которые занимаются дважды в неделю, то поступления за неделю составят около 40 тысяч рублей. При этом всегда бывают корректировки: заболеет учитель, какой-то ребенок перестанет ходить. В среднем за год небольшая фирма получает 1,4-2 миллиона рублей дохода.
Сергей Иванов, выпускник истфака, пять лет назад отказался от карьеры в обычной школе, организовав собственный образовательный центр, и ни разу об этом не пожалел: с каждым годом спрос на услуги репетиторов только рос. Чаще всего дети приходят, чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но в этом году, например, ажиотаж среди восьмиклассников.
- В новом статусе я быстро нашел единомышленников. Когда-то мы начинали давать уроки в крохотном проходном кабинете, теперь наш офис занимает 80 квадратных метров, на аренду помещения сейчас уходит примерно 20 процентов дохода. Большая часть затрат - зарплата (до 70 процентов). Еще пять процентов - реклама. Мы размещаем ее с августа по октябрь: интернет, баннеры в лифтах, медиаэкраны. Но лучше всего работает пресловутое сарафанное радио. Кстати, среди наших преподавателей много тех, кто сам когда-то сдал ЕГЭ на высокий балл, обучаясь в нашем же центре. Им проще найти контакт с детьми, - рассказывает Иванов.
Спрос создает школа
Количество репетиторов и центров допобразования растет, но все они находят клиентов: спрос на их услуги увеличивается ажиотажно. В чем причина?
Исследовательский центр Superjob в 2022 году опросил три тысячи семей и выяснил, что 24 процента родителей 10-11-классников недовольны качеством школьной подготовки. По их мнению, школа переложила ответственность за результаты образовательного процесса на родителей: для получения высоких баллов на ЕГЭ и поступления в вузы детям все чаще требуются дополнительные занятия. В школе и за ее пределами их, по данным опроса Высшей школы экономики, охватившего более 14 тысяч семей, посещают 78 процентов учеников, многие дети занимаются с частным репетитором.
- Во многом спрос создает сама школа, - утверждает Юлия, мама недавнего выпускника. - Едва ли не с начальных классов на родительских собраниях в гимназии нам вбивали в голову, что наши дети ничего не знают, никуда не поступят и т. д. И уже в средней школе большинство обзавелось репетиторами, а в старших классах - все поголовно. Это какой-то массовый психоз. Сначала мы всеми правдами и неправдами стремились затолкать детей в престижную школу, а потом оказалось, что и там знаний дают недостаточно.
Подработка после уроков
Что происходит с системой образования, почему она сама создает себе конкурента?
По словам Сергея Иванова, репетиторы могут заработать от 12 до 90 тысяч рублей в месяц. Поэтому неудивительно, что многие школьные педагоги подрабатывают в частном порядке, а то и вообще уходят из школы, где, чтобы безбедно жить, учитель должен брать не одну ставку.
- Когда я только пришел в школу, вел 18 часов в неделю плюс классное руководство, а также занимался с ребенком на домашнем обучении и получал всего 15,9 тысячи рублей. В 2019 году, когда увольнялся, директор спросила, при какой зарплате я бы передумал. Мой ответ поверг ее в шоковое состояние: 70 тысяч рублей за одну ставку и 90 тысяч - с нагрузкой классного руководства. Естественно, таких денег никто не предлагал ни тогда, ни сейчас, - рассказывает он.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что в государственной школе среднечасовая начисленная заработная плата педагогов составляет чуть более 300 рублей. При этом увеличение нагрузки на десять часов в месяц дает прирост зарплаты лишь на 3,4 процента, в то время как у репетитора доход увеличивается на 7,3 процента. Главный научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что невысокий уровень доходов в формальном секторе образования сочетается с колоссальной аудиторной и внеаудиторной нагрузкой, к которой добавляется работа с документами, обязанности по воспитанию обучающихся и сопутствующая неоплачиваемая работа.
Сергей Иванов согласен: низкая зарплата не единственный негативный фактор. В школе на педагога ложится много бюрократической работы: заполнение электронных и бумажных журналов, бесконечные планы и отчеты. Есть и моральное неудовлетворение: когда в классе 28-30 учеников и только трое из них планируют сдавать экзамен по твоему предмету, трудно создать идеальную рабочую атмосферу и показывать высокие результаты.
Все это вкупе убивает у педагога желание гореть на работе. Зачем, если можно работать точечно с мотивированными детьми и получать за это значительно больше?
- И пока каторжные условия, при которых работают учителя в школах, не поменяются, востребованность услуг репетиторов будет только расти, - заключает руководитель частного образовательного центра.