Все на экспорт. "Цифровая экономика" научит дружественные страны готовить ИТ-специалистов в условиях санкций
<p>Об идее поставлять на внешний рынок российские образовательные ноу-хау Сергей Плуготаренко заявил на конференции "Э+ вузы", посвященной программам подготовки ИТ-специалистов в вузах и школах в рамках проектов "Цифровые кафедры" и "Урок цифры".</p> <p>"Мы могли бы экспортировать методики образования айтишников в экстренных условиях, которые Россия учится делать. Из страны ушли вендоры, обрушился целый класс ПО. Мы вздрогнули, потом отряхнулись и побежали дальше. Айтишники стали воспроизводиться, высшая школа почувствовала необходимость, государство дало мощный импульс", - сказал Сергей Плуготаренко.</p> <p>По его словам, задача обеспечить технологическое лидерство России на международном рынке является одним из важных направлений работы АНО "Цифровая экономика".</p> <p>"Делаются серьезные проекты в области стратегии ИТ-экспорта, взаимодействия с цифровыми атташе, выстраивания отношений с дружественными странами. Технологическое лидерство РФ - это набор методик, решений, софта, брендов, технологий, которые могут показать лидерство России в этих направлениях. Мы все это собираем в одну большую емкость и дальше делаем из нее различные продукты. И здесь кадровый вопрос полностью рулит процессом. Будет Россия высокотехнологичной страной или нет, зависит от кадров", - подчеркнул гендиректор "Цифровой экономики".</p> <p>В беседе с ComNews Сергей Плуготаренко уточнил, что пока экспорт технологий подготовки ИТ-специалистов - лишь идея, которой предстоит пережить обсуждение на разных уровнях власти.</p> <p>"Экспорт, разумеется, в дружественные страны, например страны Азии - Вьетнам, Малайзию, Южную Корею, страны Латинской Америки, в Индию. В Южной Корее смотрят на нас с большим интересом, буквально неделю назад у нас была встреча с ними. Они готовы многое перенимать, но понятно, что страна, которая между Америкой и "не Америкой" очень интересно относится ко всему. И Индия тоже, несмотря ни на что, готова сотрудничать. Буквально на следующей неделе у нас большой форум, на котором мы будем представлять наработки, в том числе образовательные", - рассказал Сергей Плуготаренко.</p> <p><strong>Что покажем, что расскажем</strong></p> <p>По его словам, иностранцев могли бы заинтересовать софт-скилы российских айтишников и "все, что связано с быстрой адаптацией, переобучением, возможностью работы как в офисе, так и на удаленке, в гибридном графике, на разных работодателей". Кроме того, он отметил наработки взаимодействия с государственными заказчиками ИТ-решений.</p> <p>Среди российских вузов, которым не помешает помощь государства для выхода на международный рынок образовательных услуг, Сергей Плуготаренко отметил те, которые участвуют в проекте "Цифровая кафедра" по дополнительной ИТ-подготовке студентов различных специальностей.</p> <p>"Наши топовые вузы, такие как ИТМО, Физтех, МГТУ им. Баумана, и так прекрасно взаимодействуют с другими странами. "Иннополис" изначально строился для перенимания международного опыта, в том числе из Сингапура, поэтому они уже в этом процессе. А остальным из тех 114, которые участвуют в "Цифровых кафедрах", нужна помощь в виде государства, чтобы привести их за ручку в другие страны", - отметил Сергей Плуготаренко.</p> <p>Заместитель директора Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России Анастасия Казанцева рассказала ComNews, что на экспорт можно направить в первую очередь программы по подготовке специалистов в области DevOPS-инженерии, искусственного интеллекта, 3D-моделирования, 1С.</p> <p>"Я сужу по "Цифровым кафедрам". Когда я сравнивала ключевые программы того года и этого, 3D-моделирование остается в топе. Также на высоком уровне DevOPS-инженеры, цифровой маркетинг. Развитие получили цифровые финансы, цифровая юриспруденция - все, что связано с цифровым развитием, базами данных. Также активно развивается data science в отраслях - почти у каждого отраслевого вуза есть это направление, потому что аналитика данных в отрасли очень важна. С точки зрения экспорта в этом может участвовать любой отраслевой вуз, но data science, ИИ, DevOPS - это основа основ", - отметила Анастасия Казанцева.</p> <p><strong>Есть чему поучить Китай</strong></p> <p>По ее словам, российские программы подготовки могут быть интересны странам Африки, СНГ, Китаю. "Китай нужно не забывать. Я думаю, с точки зрения обмена опытом нам есть еще чем делиться. У нас в ИТ сделан большой шаг вперед, и айтишников готовится очень много, количество переходит в качество. И с точки зрения импортозамещения у нас тоже все довольно-таки неплохо сейчас продвигается, поделиться опытом, как мы это делаем, точно можем", - подчеркнула Анастасия Казанцева.</p> <p>Среди вузов, которые могут стать флагманами экспорта российских технологий подготовки ИТ-специалистов она отметила МФТИ, МГТУ им. Баумана, ИТМО, ВШЭ, "Иннополис", МИРЭА. "У отраслевых и региональных вузов программы тоже хорошие, но у топовых вузов уже все давно поставлено на рельсы и идет как надо. Мы с ними работаем, "Вышка", например, делает нам аналитику по всем проектам, у них очень мощная статистическая база", - отметила Анастасия Казанцева.</p> <p>Автор курса "Процесс-майнинг" Высшей школы экономики Эльдар Ниязов считает, что в условиях западных санкций РФ может экспортировать свои методики обучения в области информационных технологий.</p> <p>"В первую очередь хочется выделить сильную школу разработки программного обеспечения, включая создание веб-приложений, мобильных приложений, систем управления базами данных. Также не стоит забывать, что РФ по кибербезопасности входит, по разным оценкам, в топ-10 стран, что дает ясно понять, что нам есть чем поделиться. Считаю, что технологии могут быть интересны для стран с развитым ИТ-сектором, таких как Китай, Индия, Ближний Восток, Средняя Азия и другие страны, ставшие на пусть развития ИТ", - отметил Эльдар Ниязов.</p> <p>Он выделил несколько причин, по которым российская система образования в ИТ-сфере сумела пережить введение санкций и адаптировать методику подготовку специалистов. Среди них внимание высшего руководства страны к системе образования, государственная поддержка и инвестиции, своевременная реакция системы образования и разворот в сторону ИТ-технологий. "Как один из сотрудников ИТ-индустрии не могу не отметить сотрудничество российских вузов и колледжей с передовыми предприятиями для адаптации программ обучения под потребность индустрии", - добавил эксперт.</p>