Цифровой платформе Мodeus 6 лет
Цифровой платформе Мodeus, обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса в университетах - шесть лет. За это время уникальный проект компании CUSTIS из стартапа вырос в полноценное направление, собрав вокруг идеи индивидуальных образовательных траекторий мощное сообщество единомышленников: на сегодня в ИОТ-консорциуме 13 передовых университетов, в которых обучается 185 000 студентов, а самой платформой Мodeus постоянно пользуются более 40 000 студентов и преподавателей в 10 вузах России, - сообщает пресс-служба.
«Создавая Modeus, мы решали центральную, по нашему мнению, проблему современного высшего образования. Сейчас вузы в большинстве своем готовят студентов, не способных ответить на текущие и будущие запросы общества. Большинство работодателей считают, что уровень подготовки специалистов в вузах средний или низкий. Вузы по-прежнему готовят студента к абстрактному и зачастую несуществующему рабочему месту, а сейчас гораздо важнее увидеть в человеке способности и привить компетенции, нужные для успешного развития в постиндустриальную эпоху. Именно под такую работу вузов мы развиваем особенный инструмент — Modeus», — говорит генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко.
В эти дни Мodeus празднует итоги академического года: в ТюмГУ, первым вступившим в программу ИОТ на этой платформе — новые выпуски студентов «ручной сборки», в УрФУ— первый звездный ИОТ-выпуск Радиофака с огромным количеством отличников, в Одинцовском филиале МГИМО завершилась первая выборная кампания, с нового учебного года в ИОТ-движение вместе с Мodeus включаются СПбПУ, ТУСУР и другие университеты. Перечислять достижения и шаги успеха платформы можно долго, но не менее интересно узнать, как рождался и рос Мodeus, из уст создателей продукта. Не зря все, кто соприкасается с этой темой, особенно подчеркивают роль и силу команды проекта.
6 лет — это приличный срок жизни информационной системы, и вот лишь несколько интересных фактов:
- создано 34 070 модулей (дисциплин);
- выпущено более 6 500 ИОТ-студентов;
- проведено 382 выборные кампании с количеством дисциплин на выбор от 3 до 399;
- каждую секунду 8 человек смотрят расписание в Modeus;
- за все время было запланировано 1 242 882 мероприятий в расписании;
- по запросам университетов создано 69 отчетов, которые доступны теперь постоянно всем клиентам Modeus;
- на самом деле весь Modeus, который снаружи выглядит единым, «под капотом» состоит из 87 сервисов.
ИОТ-университет, которым руководит главный архитектор Modeus Павел Музыка, летом 2023 года получил лицензию на ДПО, осенью стартуют программы обучения для сотрудников университетов.
Роман Алексеев, руководитель практики «Управление цепями поставок» CUSTIS, который с 2018 года отвечал за операционную часть, развитие продукта, эксплуатацию и внедрение Modeus, отмечает сложности проекта на первых этапах: «Команда совершала невозможное: делали то, чего никто не умел, делали не относящееся к функционалу, и главным было верно распределить огромный вал задач по приоритетности».
Ольга Вовк, руководитель проектов внедрения и клиентского сервиса Мodeus, говорит, что днем рождения проекта команда считает 12 июля 2017 года — от первого модуля учебного процесса на проде: «Сейчас в команде проекта более 50 человек, кто-то с нами с самого начала, а некоторые приходят своими командами, откликаясь на идею. Команда вообще многое значит в Мodeus, вряд ли такое дело было возможно, если б мы не болели проектом и не собирали вокруг себя таких же вовлеченных и даже слегка сумасшедших. На сегодня география команды — это несколько регионов: Москва, Калуга, Новосибирск, Рыбинск, Нижний Новгород, Ставрополь, Саратов, Минск, Кемерово, Краснодар. Мы обрастаем новыми компетенциями: в 2020 году появился отдел продаж, а с приходом в CUSTIS Ирины Гординой позиционирование самого продукта вышло на новый уровень, и дважды в год ИОТ-сообщество собирается на ИОТ-слёт и конференцию. В команде много тех, кто лично, по-человечески заинтересован в трансформации высшего образования, помня о своем университетском опыте и поиске пути в профессию. И это своего рода интересное сочетание: технические знания, компетенции и личное отношение к проекту. Мы уже не стартап, но драйв созидания точно не потеряли».
Понятно, что начиная проект, который никто никогда ранее не делал, имеешь высокие шансы пройти через множество проблем. Плохие команды это разрушает, хорошие команды — укрепляет и развивает. Многим новичкам до сих пор рассказывают, как сложно проходили первые выборные кампании, когда система сразу получила «удар» массовым заходом на платформу большого количества студентов.
Помимо технических сложностей есть и еще одна заложенная в проект «трудность», причем масштабная – это сами прекрасные и дерзкие пользователи, студенты. Те, ради кого, собственно, все и задумывалось, на деле оказываются весьма требовательными и изобретательными в своих попытках потестить и помучить систему.
Как говорит Роман Алексеев, ключевой вызов для Мodeus – в работе на большую внешнюю аудиторию «с характером»: «Студенты – это не сотрудники корпораций, на кого рассчитаны множество продуктов корпоративных клиентов CUSTIS, студенты - уникальная B-to-C работа, впервые для компании. Это работа с большим количеством пользователей, которые сначала считают, что им сервис не нужен, туда ведет их университет. И особое испытание — это пережить мемчики в соцсетях в какие-то особо сложные моменты». Студенты, действительно, входят во вкус применения ИОТ далеко не сразу, сначала – типичное сопротивление, так что попытки взлома неизбежны.
По словам директора школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ Максима Новикова, любая информационная система - это сложный продукт, требующий больших усилий по поддержке, особенно, если эта система обслуживает ИТ-студентов:«Появляется большой соблазн проникнуть в нее, взломать, не злонамеренно, а ради эксперимента. Команда Мodeus стойко боролась с пытливостью ума наших студентов, а сама площадка - стала полигоном для развития как студентов, так и специалистов команды поддержки».
Лариса Притчина, заместитель директора Одинцовского кампуса МГИМО, рассказала, что набор 2022/2023 года позволил увидеть ту заинтересованность, которая есть у абитуриентов на индивидуализацию подхода: «В этом году мы пошли в продолжение проекта и обратились к команде проекта Modeus, обучались в режиме стратегических сессий и вебинаров. Особенно хочется отметить бережный модерационный подход команды Modeus – все решения мы принимали сами, и это тоже один из вариантов индивидуального подхода не только к студентам, но и к тем, кто проектирует образовательное пространство, к участникам этого процесса, которые берут на себя ответственность и выстраивают индивидуальные образовательные траектории для студентов. Наша команда благодарна всем сотрудникам Modeus: Светлане Гетманец, Анне Ястребковой, Ольге Вовк, Павлу Музыке, который своей харизмой и уверенностью в будущем нашего проекта нас вдохновлял,Дмитрию Звереву и Григорию Печенкину, Виталию Тканову за его пламенную речь на ИОТ-слёте о возможностях Modeus Lite».
Эта важная особенность и ИОТ-подхода, и работы команды Мodeus – человекоцентричность – проявляется в уважении к запросам внутри команды и главному запросу на решения в проекте, во внимании к задачам каждого университета как партнера проекта, в акценте на студента.
Как говорит Владимир Рахтеенко, для Modeus студент - центр всего процесса: «Главным результатом образования становятся новые компетенции выпускника, его осознанность, ответственность, умение ориентироваться в жизни и продолжать учиться. Благодаря Modeus студент получает доступ к дополнительным ресурсам: сетевым программам и разным университетам. Он может менять цели своего образования по мере того, как меняется его опыт, растут знания и компетенции — максимально реализовать свой потенциал. Преподаватели получают реальную академическую свободу, лидеры практик становятся участниками образовательного процесса, лучшие университетские школы начинают развиваться, а университет становится все более открытым для всех участников процесса. И нас это радует!».
О том, как начинался Modeus и чем продолжается – подробнее в соцсетях ИОТ-университета (https://vk.com/iot_university ).