Чего молодые уральцы ждут от работодателей

Работодателям все чаще приходится думать, как омолодить коллектив и заманить выпускников вузов и колледжей на предприятие. Оказывается, прежние подходы с поколением Z не работают. Помимо зарплаты молодежь делает акцент на инфраструктуре города, где предстоит жить и работать, возможности за счет работодателя повысить квалификацию и следить за своим здоровьем.

Чего молодые уральцы ждут от работодателей
© Российская Газета

Ищут, но не находят

Татьяне 22 года. В обеденный перерыв она пришла на всероссийскую ярмарку трудоустройства в поисках лучших условий. Девушка имеет высшее образование и владеет двумя языками, поэтому считает, что может претендовать на хорошую вакансию. На нынешнем месте не устраивает именно зарплата - она едва покрывает расходы молодого специалиста, переехавшего из Полевского в Екатеринбург.

- Работаю я дистанционно, на транспорт тратиться не нужно, но все равно приходится экономить, например, на отпуск в Турции или ОАЭ быстро не накопить. Хотелось бы получать от 40 тысяч рублей, - поделилась планами девушка.

Таких молодых людей среди посетителей всероссийской ярмарки оказалось немало, но далеко не все нашли здесь работу своей мечты.

- В 2022 году трудоустроилось 62 процента выпускников вузов и техникумов. Причем пришли работать по полученной профессии лишь 28,1 и 22,3 процента соответственно. Львиная доля молодых людей - 61,5 процента окончивших вузы и 58,2, получивших среднее профессиональное образование - трудоустроились по профессии, не относящейся к сфере подготовки. Это опрос, в котором приняли участие 1400 человек из городов-спутников Екатеринбурга, - поделился результатами анализа директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов.

В отличие от предыдущих поколений, для современной молодежи очень важен баланс "работа-жизнь"

По его словам, в регионе сильно ощущается территориальная несбалансированность трудовых ресурсов. Безработица острее всего в глубинке. 45,2 процента вакансий представили работодатели трех крупнейших городов - Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Каменска-Уральского. На эти территории приходится 29,9 процента безработных области, а на 15 моногородов - 21,4 процента вакансий и 18,4 - безработных.

Другая важная тенденция на рынке труда - несоответствие спроса и предложения по отраслям. Например, в металлообработке и машиностроении открыто 7593 вакансии, а соискателями стали лишь 832 человека. В сельском хозяйстве ждут 1066 человек, а ищет работу 141, в образовании свободны 987 ставок, а в поиске находится только 81 специалист.

Отметим: по данным ВЦИОМ, перечень наиболее престижных среди молодежи профессий не сильно поменялся за последние несколько лет. Это сфера здравоохранения, юриспруденция, информационные технологии, служба в вооруженных силах.

Жизнь после работы

С учетом демографической ямы кадровая ситуация одинаково плачевная по всей стране. Что же предпринять работодателям, чтобы привлечь в свои коллективы молодежь? Как показывают данные исследователей, одной лишь высокой зарплаты для этого мало.

Генеральный директор ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Платыгин советует предприятиям развивать корпоративные образовательные программы, так как молодежь очень заинтересована в обучении, даже получив высокооплачиваемое место. Причем нынешнее поколение, по его мнению, ценит потенциал образования и повышения квалификации гораздо больше, чем предшествующие: порядка 80 процентов зумеров готовы обучаться, более того, около 40 процентов не против даже самостоятельно оплатить учебу, а 30 мечтают получить диплом за счет работодателя или государства.

Эксперт отмечает и высокую мобильность молодежи: около трети юных респондентов заявили о готовности менять профессию, а 44 процента - даже сферу деятельности, половина опрошенных готова переехать в другой регион ради хорошей работы. Однако, в отличие от предыдущих поколений, для современной молодежи очень важен баланс "работа-жизнь". Она готова переезжать в города, где развита инфраструктура, есть условия, чтобы интересно проводить досуг.

Еще одна особенность: выпускники последних лет ориентированы на самостоятельность и предпринимательство. Они чаще, чем их предшественники, готовы оформить самозанятость. При найме их тоже привлекает возможность самостоятельно регулировать объем и время работы.

Руководитель дирекции стратегии, исследований и аналитики АНО "Национальные приоритеты" Юлия Грязнова поделилась наблюдениями, которые касаются рабочих профессий. Среди опрошенных в 2022-2023 годах подростков очень многие сообщили, что хотят пойти в колледж, потому что это позволит им быстрее почувствовать финансовую самостоятельность. Молодых волнует и жилье, и инфраструктура. Исходя из этих условий 27 процентов заявили, что обязательно покинут родной город, а 44 планируют остаться, хотя не уверены, что сумеют найти здесь работу по выбранной специальности.

По словам Грязновой, многие респонденты отвечали так: "Школа лишняя, мы в колледже быстрее учимся, у нас лучше преподаватели, к нам относятся как ко взрослым". Но вместе с тем выпускники СПО не спешат ставить крест на образовании и хотят учиться дальше.

Наставник в главной роли

Исследования любопытны, но что показывает жизнь, реальный опыт производственников? Бизнес уже и сам давно понял, что кадровая проблема - серьезнейшая, если ее не решить, может стать тормозом развития. И промышленники по мере возможностей стремятся создавать условия для того, чтобы молодые специалисты приходили на производство и закреплялись там.

Как рассказала и. о. директора по персоналу одного из крупнейших предприятий Нижнего Тагила Ирина Артамонова, на базе корпоративного центра подготовки персонала реализуется более 300 учебных программ, свыше 1,5 тысячи сотрудников прошли там профпереподготовку и испытали на себе плюсы внутренней мобильности. Впервые одновременно влились в коллектив 104 студента выпускных курсов разных образовательных учреждений Свердловской области: для них продумали индивидуальные учебные планы, чтобы работа на оборонном предприятии не мешала, а, наоборот, способствовала образовательному процессу.

- Кроме того, мы сотрудничаем с 20 школами. На этих площадках проходят профориентация, олимпиады по физике, форсайт-сессии, стали популярными экскурсии в музеи и на предприятие, в том числе в рамках всероссийской акции "Неделя без турникетов". Также среди наших партнеров шесть учреждений СПО и семь вузов. Около 600 человек учатся по договорам с предприятием, еще 900 проходят у нас ежегодную практику, - перечисляет Артамонова.

Молодые специалисты чувствуют поддержку и при трудоустройстве: им выплачивают подъемные. Плюс новичка на заводе курирует наставник - в этот процесс вовлечены 2388 работников со стажем. Влиться в коллектив помогают и различные культурно-массовые мероприятия - ежегодно их проводится более 50. Шагнуть вверх по карьерной лестнице молодым кадрам помогают конкурсы профессионального мастерства и научно-практические конференции. Ценным сотрудникам корпорация готова помочь с жильем, например, компенсировать проценты по ипотечному кредиту.

Как рассказал представитель крупнейшего магнитогорского предприятия Константин Клинов, в 2021 году 2210 работников прошли анкетирование: какой они видят свою компанию. Так вот, для большей части опрошенных работа на комбинате не просто трудоустройство, а смысл существования, подчеркивает кадровик.

По его словам, начиная с 1990 годов российская металлургия стала работать в условиях высококонкурентного мирового рынка, поэтому пришлось спешно модернизировать оборудование, все это наложило отпечаток и на кадровую политику. Хотя опирается она на традиционный подход: новые работники приходят на базовые должности, а затем делают карьеру в равных условиях, которые всем понятны. Разработана целая система производственной адаптации: за новичком закрепляется более опытный наставник на целый год, по завершении которого обоим предстоит защита - отчет о совместно достигнутых результатах. Наставничество помогает формировать и управленческий резерв, от мастера до генерального директора. Последний, к слову, тоже включен в эту систему: как наставник он встречается с подопечными в Школе молодого руководителя, в Школе адаптации.

Эффект, считают на комбинате, есть: за последние годы коэффициент нежелательной текучести кадров составил около трех процентов - это весьма низкий показатель.