Минобрнауки предлагает увеличить срок обучения будущих школьных учителей. Он может вырасти с четырех до шести лет. Пока возможные изменения коснутся вузов, которые участвуют в пилотном проекте по переходу от Болонской к трехуровневой системе профессионального высшего образования.
Новые сроки обучения планируется установить для будущих архитекторов, геологов, экономистов, специалистов по авиационной и ракетно-космической технике и ряда других направлений. Для будущих педагогов предлагаются пяти- и шестилетний сроки обучения на программах базового высшего образования, то есть нынешнего бакалавриата. Четыре года будут учиться только педагоги-психологи и педагоги дошкольного образования.
По мнению председателя Ассоциации молодых педагогов России, директора Санкт-Петербургского лицея № 369 Константина Тхостова, пять лет — это минимальный срок обучения для студентов педагогических вузов. Он поддерживает инициативу Минобрнауки, но подчеркивает, что у студентов обязательно должна быть практическая подготовка:
Константин Тхостов председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 «С Болонской системой за четыре года мы получали бакалавров образования, а не учителей. Самое страшное, что ребята, вместо того чтобы продолжать обучение по специальности, уходили в управленческую магистратуру. Получалось, что у нас есть потенциальный руководитель, не проработавший ни дня по специальности. То, что учитель-предметник должен быть качественно подготовлен не только теоретически, но и практически — это факт. Значит, должно быть отведено на практическое закрепление навыков не менее года или полутора лет».
Дольше всех — шесть лет — будут обучаться преподаватели русского языка, литературы, истории, обществознания, физики, биологии и химии. Пять лет — учитель китайского языка, русского как иностранного, преподаватель начальных классов, педагог-дефектолог и учитель русского языка с дополнительной специальностью «логопед». По двойным специальностям, как и раньше, обучаться будут тоже пять лет.
Полина закончила в этом году МПГУ по специальности «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: учитель биологии и иностранного языка (английского)». Училась пять лет, причем последний год — по индивидуальному плану, так как работала по специальности в школе. Она говорит, что это частая практика для студентов педагогических вузов. Четыре-пять лет, по ее мнению, более чем достаточно для подготовки будущего учителя:
Полина выпускница МПГУ, учитель биологии в московской школе «Я не вижу особенного смысла продлевать обучение, поскольку большинство старшекурсников уже работают. Учатся они, грубо говоря, номинально, получая зачеты через выполнение заданий, сдавая экзамены. Плюс система образования, в частности школа, испытывает огромный дефицит кадров. Усугублять эту ситуацию дополнительно продлением? Указом президента педагогам разрешается работать с четвертого или даже с третьего курса. Довольно странно считать их достаточно квалифицированными, чтобы работать в школе уже на третьем курсе, но учить их шесть лет».
Сроки обучения должны зависеть от программ подготовки и их сложности, отмечают эксперты. В начале 1990-х, когда вузы начали переходить на Болонскую систему, программы просто сокращались. Если сейчас будут действовать по той же схеме, только, наоборот, их будут растягивать, то смысла в этом особо не будет. Поэтому оценить качество потенциальных преобразований пока что достаточно сложно. Преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», член Совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий согласен, что четыре года — это мало для подготовки квалифицированного преподавателя. Но, по его мнению, главный вопрос здесь не в количестве лет, а в востребованности профессии учителя, причем со стороны самого студента:
Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», член Совета межрегионального профсоюза «Учитель» «Если человек, поступая в вуз, понимает, что это будет уважаемая работа, он идет и учится там шесть лет. Сейчас учитель с точки зрения формального, официального престижа — это ноль. Учитель мало зарабатывает, не пользуется возможностями свободы, выбора методики преподавания. Учитель унижен, потому что постоянно производятся реформации образования. Работать учителем последние, скажем, лет сорок — это взять на себя очень тяжелую ношу».
На Петербургском международном экономическом форуме глава Минпросвещения Сергей Кравцов предположил, что учителей средней школы можно будет готовить по системе среднего профобразования, то есть в колледжах, чтобы избежать дефицита кадров. По действующим правилам такие программы рассчитаны только на подготовку специалистов для детских садов и начальной школы. Получается, на одну и ту же должность будут претендовать выпускники и с высшим, и со среднем профессиональным образованием. Только первые для этого учились шесть лет, а вторые — всего четыре года.