Войти в почту

В российские школы вернутся уроки труда

В российскую систему образования планируют вернуть трудовое воспитание. Оно появится в школах после принятия соответствующего закона, сообщил в интервью ТАСС министр просвещения Сергей Кравцов. Он добавил, что этот вопрос рассматривают в Госдуме, об этом говорят и родители. Business FM попросила своих постоянных спикеров повспоминать, какие уроки труда у них были и пригодились ли полученные навыки им в дальнейшей жизни?

В российские школы вернутся уроки труда
© BFM.RU

Гендиректор компании «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын: «Мне кажется, это очень нужная и правильная инициатива. Современные дети довольно много времени проводят в разного рода девайсах, телефонах, планшетах и тому подобном, и руками, к сожалению, нечасто умеют что-либо делать, просверлить дырку в стене, вбить гвоздь, еще что-то, а такие занятия точно будут полезны. У меня очень нежные воспоминания о юности, мы делали какие-то табуретки, мы сверлили какие-то детальки, еще что-то у нас было, сейчас уже сложно вспомнить. Девчонки что-то пекли, что-то шили. И это классная история, потому что мы отвлекались от учебы, это была не учеба, а что-то такое полезное и интересное, увлекательное, что-то новое. Вообще, новость, что сейчас этого в школах нет, мне казалось, как без этого. Поэтому, если это вернется, это прямо точно нужно, я обеими руками за».

Независимый алкогольный эксперт Андрей Ткемаладзе: «Мы делали молотки на полном серьезе из куска железа, учились воронить сталь, учились выпиливать лобзиком и вообще пользоваться станками, токарным по дереву, сверлильным. У нас был такой, знаете, классический трудовик без трех пальцев, которые он оставил на одной из циркулярных пил и с тех пор преподавал труд. Его пример был другим наукой, пальцы в станки никто не засовывал. Позже, в старших классах, у нас возникло электричество, нас учили делать всевозможные электрические соединения, и, что удивительно, даже зачатки сантехники. В результате я не знаю, какой из меня был математик, я заканчивал матшколу, но совершенно точно я умел поменять кран, починить любую электропроводку, и в принципе мне не нужны были услуги ДЭЗа, потому что все это я умел делать сам. До сих пор это умею делать, иногда просто для души что-нибудь мастерю на даче такое вот нехитрое типа шкафчика, благо инструмента полным-полно. Я не знаю, кто из девочек что скажет, но среди моих знакомых, и в том числе моя жена, она и шьет, и вяжет, и готовит. Но, к сожалению, сейчас превалирует какая-то странная схема обучения детей, когда они очень широко все изучают, но при этом ничего не знают».

Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова:

— В УПК, это который был в старших классах, я была швеей-мотористкой, практику проходила на «Мосфильме», лично там занималась примерками Смоктуновского, и оказалась я совершенно случайно потом в швейном бизнесе. Тогда это был выбор не мой, тогда меня распределили.

— Раньше чем в старших классах не было у вас ничего такого?

— Мы готовили, самые любимые были уроки готовки, что-то выпекали, запекали классе в пятом-шестом-седьмом. И вообще, это время уроков труда, они всегда были сдвоенные, это было время отдыха, такая медитация в школьные годы. Я не знаю, у меня ребенок учится в частной школе, у него есть уроки труда, и там все это есть, то, что было в нашем детстве, поэтому я очень удивлена, когда вы спрашиваете, а нужно ли это. В нашей школе это все есть, и они готовят, они чего-то там валяют. Действительно, это нужно, да, мальчики должны уметь обращаться с отверткой, девочки должны уметь готовить, пришить пуговицу, зашить дырку, это необходимые навыки. И я просто удивлена, что этого нет где-то.

Руководитель компании «МастерПроф» Павел Брун:

— Мы что-то делали своими руками, нас учили на станках что-то вытачивать на точильных, мы табуретки пытались сделать. Если сопоставить это со всеми остальными уроками, той же алгеброй, геометрией и историей, то, наверное, больше вот практического применения, чем эти уроки, никакие остальные даже в сравнение не идут. Поскольку у самого дети в платных школах, очень активно развивается как раз таки это направление, там у них есть и труд, и каллиграфия, и обучение гончарному делу.

— Девчонки чем занимались?

— Вышиванием да кулинарией, печенье пекли, блины.

— Планируется также возвращать истории с уборками. — Я помню, что и нас заставляли убираться в школе, это всегда вызывало чувство несправедливости, потому что было бы совсем непонятно, почему мы, дети, убираемся за тех, кто тут намусорил, ведь тут ходит кто угодно. Тем более современные дети уже привыкли, извините, к разделению труда, что есть люди, которые убирают. Если этим все будут заниматься и все будут заниматься в равной степени, наверное, через некоторое время все к этому привыкнут, и отторжения никакого возникать не будет.

Законопроект об обязательном участии школьников в общественно полезном труде внесен в Госдуму в конце мая. Документ размещен в электронной базе Госдумы. Поправки и отзывы принимаются до 26 июня. О том, что включает понятие «общественно полезный труд», в законопроекте не говорится. Одна из авторов поправок, глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова говорила, что он предполагает высадку деревьев, цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощь в библиотеке. Кроме того, авторы законопроекта предлагают отменить действующую норму о запрете привлечения учеников без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой. По их мнению, ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослом возрасте состояться в профессии, в семье и социуме.