Отечественная школа игры на духовых и ударных инструментах – зона пристального внимания
Вопросы конференции оказались настолько актуальными, востребованными и даже, в некотором роде, болезненными темами для многих, что на участие в конференции было подано более шестидесяти заявок из многих городов России, Татарстана, Дагестана, Казахстана. В продолжение дискуссии было заслушано девятнадцать выступлений по самой волнующей проблематике. Спикерами выступили: Филоненко Оксана Викторовна, преподаватель высшей категории ДШИ №1 им. Н. Леонтовича г. Донецка, лауреат республиканских и международных конкурсов; Горбунова Светлана Юрьевна, заслуженный работник культуры РФ, член бюро секции духовых и ударных инструментов УМЦ развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга, преподаватель Лицея искусств СПб, награждена знаком "За гуманизацию школы"; Костягин Андрей Владимирович, артист Государственного академического симфонического оркестра респ. Татарстан, лауреат международных конкурсов, преподаватель по классу флейты ДМШ № 7 им. А.С. Ключарева и Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева; Плужникова Ольга Владимировна, лауреат Международных, Всероссийских, Республиканских конкурсов, заведующая городским методическим Объединением преподавателей по классу духовых и ударных инструментов Детских школ искусств г. Набережные Челны, респ. Татарстан; Попова Антонина Евгеньевна, директор ДМШ № 2 им. В.А. Коха и Забигулин Евгений Рашидович, Заслуженный работник культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, преподаватель высшей квалификационной категории по классу ударных инструментов ДМШ № 2 им. В.А. Коха г. Ноябрьска ЯНАО; Игнатова Мария Александровна, музыковед, композитор, кандидат искусствоведения, преподаватель и концертмейстер высшей категории, преподаватель по классу свирели в ДМШ г. Тынды Амурской обл. В 2012 году награждена медалью "За доблестный труд"; Щербакова Наталья Сергеевна, преподаватель по классу флейты высшей категории г. Екатеринбурга, лауреат, дипломант городских и региональных конкурсов; Зайдиева Индира Абдулмеджидовна, засл. артистка Республики Дагестан, солистка камерного и симфонического оркестров Театра оперы и балета г. Махачкалы, преподаватель школы для особо одаренных детей им. М. Кажлаева; Два представителя "Республиканской средней специализированной музыкальной школы-интерната" для одарённых детей им. К. Байсеитовой г. Алматы: Завадская Гульхан Адилхановна, магистр педагогических наук, зав. отделением духовых и ударных инструментов и музыкального исполнительства эстрады, отличник культуры респ. Казахстан, и Абдрашев Бахтияр Толепбергенович, директор РГУ, деятель культуры респ. Казахстан, доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы; Григорьева Нина Михайловна, председатель предметно-цикловой комиссии "Духовые и ударные инструменты" Казахского национального университета искусств, обладатель нагрудных знаков "Мадениет Кайраткери" и "Ы. Алтынсарин" Республики Казахстан, лауреат Международных и Республиканских конкурсов, г. Астана; Бруйко Владимир Иванович, преподаватель высшей категории ДШИ Дом музыки по классу медные духовые и ударные инструменты, зав. отделением духовых и ударных инструментов, художественный руководитель и дирижер детского сводного духового оркестра г. Магнитогорска; Мочалова Елена Анатольевна, зав. духовым отделением МАУДО г. Перми в ДМШ № 4 "Кварта", эксперт по образовательной деятельности в сфере культуры по направлению "Духовые и ударные инструменты"; Малишава Отар Валерьевич, почетный работник культуры Архангельской обл., зав. Предметно-цикловой комиссией "Духовые и ударные инструменты" Архангельского музыкального колледжа; Козлов Денис Александрович, преподаватель ДШИ № 1 им. Синисало по классу флейты, зав. отделением духовых и ударных инструментов, солист Карельской филармонии г. Петрозаводска; Федоренко Владислав Валерьевич, председатель Предметно-цикловой комиссии "Оркестровые духовые и ударные инструменты" Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена; Пахомушкина Ольга Владимировна, преподаватель высшей категории по классу флейты, ДМШ г. Комсомольска-на-Амуре. Алышева Ирина Викторовна, преподаватель высшей категории ДМШ № 1 г. Хабаровска. Церегородцева Любава Михайловна, кандидат из искусствоведения, доцент, почетный работник среднего профессионального образования, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа Югра, преподаватель Сургутского музыкального колледжа; Мартынова Анастасия Владимировна, преподаватель высшей категории по классу флейты ДШИ г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа Югра, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Элла Олеговна Должикова, президент Благотворительного Фонда развития культуры им. Ю.Н. Должикова, открыла конференцию приветствием и определила направление предстоящего разговора: "Я очень рада, что, пока настраивались на онлайн, уже начался активный процесс обсуждений среди подключившихся участников. Это говорит о необходимости сегодняшнего мероприятия, что мы все вместе можем развиваться, благодаря такому единению делать дальнейшие шаги. Среди нас – педагоги, методисты, заведующие отделениями. Наша конференция – важный постскриптум Международного Конкурса-Фестиваля им. Ю.Н. Должикова , на котором проходят не только состязания исполнителей, но осуществляется и образовательный проект. На форуме происходит общение, взаимообогащение, поднятие общего уровня культуры, определяются и намечаются тенденции проф. развития всероссийской духовой и ударной школы. На сегодняшний день абсолютно очевидно, что нам очень не хватает взаимообмена опытом. Развитие нашего духового искусства, качественное обучение было сконцентрировано в столицах и центрах регионов. По мере удаления от центров оно теряло силу и свой потенциал. Сегодня, учитывая историческую ситуацию, мы остались в неком замкнутом российском пространстве. Спасибо тому времени, когда мы могли активно взаимодействовать с другими странами. Сегодня актуален вопрос о том, что мы должны обратить внимание, что же происходит у нас в России. Нам нужно объединиться и создать некую систему, которая помогала бы нам внутри нашей страны, наших республик и соседних государств продолжать развивать то нажитое, которое было создано. Наше направление – духовое искусство получило развитие в период СССР, когда были заложены основные духовые и ударные школы игры, созданы выдающиеся методические работы. Нам надо вернуться к своим истокам, систематизировать то, что было ранее создано, и объединить с тем опытом, который мы получили от западной культуры, начиная с 90-х годов. При этом на первую позицию поставить отечественную духовую школу, представителями которой были выдающиеся профессора, чьи имена сегодня носят музыкальные школы – Соколов, Розанов, Докшицер, Досадин, Табаков. Мне, как руководителю Благотворительного фонда, имеющего узкую специализацию по развитию духовых инструментов, в результате общения с вами было бы удобнее и проще найти рычаги воздействия для того, чтобы дать толчок такому развитию, перспективы которого вполне возможны. Конкурс Должикова, безусловно, проложил свою дорогу. Благодаря ему и тем межрегиональным прослушиваниям, которые проходят по всей России, мы можем к этому процессу подключить мощную образовательную программу, сделать из этого систему на постоянной основе. Мне всегда очень обидно, что в России сложилось мнение, что духовые инструменты – это, прежде всего, оркестровые музыканты. Это не так. Но у нас нет выхода на сольную деятельность, мы никак не можем выйти из своих оркестровых партий. Редко бывают сольные концерты фаготиста или валторниста, например. Нет такой традиции. Из практики я вижу огромное количество талантов, виртуозов, просто одаренных людей. Но система образования такова, что эти таланты не могут развиваться из-за своего незнания методик, систем и школ игры на инструментах. Этих талантов надо научить. Нужно нести информацию по образовательным программам и методикам глубоко в регионы. Нужно заинтересовывать детей. А интерес к духовым инструментам проходит через духовые оркестры. Почему сводный духовой оркестр существует у нас на конкурсе? Это явление действительно уникальное. За многие годы уже есть системные наработки. Ими можно поделиться в регионах и создавать подобные оркестры, когда в кратчайший срок дети, впервые севшие в духовой оркестр, выучивают программу и играют концерт". Вводное слово Эллы Должиковой сразу срезонировало на всех участников конференции, которые, в первую очередь, высказывали слова благодарности лично Элле Олеговне за организацию конкурсного процесса и методической помощи, а также – за все вопросы, которые подняла спикер в своей речи. Многие слушатели конференции только что вернулись из Москвы с завершившегося XII Конкурса Должикова. Денис Александрович Козлов затронул два важных аспекта, поскольку работает в национальном регионе, в Петрозаводске: "Ресурс Российской Федерации огромный. У нас столько регионов, в каждом есть свои звезды, исполнительские и композиторские школы, национальные, ментальные, религиозные особенности. Хотел бы предложить Фонду Должикова найти поддержку на создание некого портала, в котором содержался бы каталог всех наших богатств в виде региональных сочинений для духовых и ударных инструментов. Это использовалось бы и в учебной практике, что-то и на филармонической сцене. Второе. В современную профессиональную школу национальные инструменты до сих пор не вошли, хотя даже есть репертуар. В Казанском музыкальном колледже есть в качестве факультатива для духовиков изучение татарского курая. Это здорово, потому что, узнавая основу исполнительства на национальном инструменте, ты изучаешь репертуар, национальные особенности исполнительского стиля. Ты можешь это применить на своем инструменте, вдохновиться. В конечном счете – это выход нашей национальной уникальности на профессиональную сцену. Но этот потенциал находится в зачаточном состоянии. В Петрозаводске эту тему держу во внимании, но не знаю, что с этим делать. Понимаю, что это очень маленький город относительно мегаполисов, 300 тысяч человек населения. А Конкурс-фестиваль Должикова осознает всю важность поддержки народных национальных инструментов". Мария Александровна Игнатова, которая преподает русский национальный инструмент свирель, полностью поддержала петрозаводского коллегу. Ольга Владимировна Плужникова активно подхватила разговор на тему национальных инструментов. Оксана Викторовна Филоненко рассказала о непростых условиях в Донецком регионе в условиях вынужденного дистанционного обучения: "Мы испытываем определенную информационную изоляцию. Радуемся любой возможности коллегиального общения, которое стало возможным в этом учебном году благодаря сотрудничеству и творческим организациям России. Прошедший XII Международный конкурс им. Должикова познакомил нас с Благотворительным фондом развития культуры его имени. Мы признательны за высокую оценку выступления наших выпускниц Маховой Марии и Агуровой Дарье, класс преподавателя Яньковой Анны Витальевны. Мы признательны за прекрасную организацию творческого проекта в целом, от конкурсных прослушиваний и участия победителей в концертных программах до методик педагогических мероприятий для нас преподавателей старейшей школы ДНР со значительным отделом духовых и ударных инструментов – это около 130 обучающихся на отделе и 11 специалистов духовиков. У нас есть детский образцовый духовой оркестр. Для нас такие встречи в дистанционном формате крайне необходимы. Они способствуют обмену опытом, освоению новых технологий и методов обучения, повышению педагогического мастерства. Также такие встречи обеспечивают профессиональное общение, в котором мы сейчас ограничены". Елена Анатольевна Мочалова отметила, что все мероприятия команды Эллы Должиковой интересные и тщательно организованы. Все коллеги из Перми поддержали новое начинание формирования региональных центров Должикова на постоянной основе – этот обмен опытом необходим. Есть потребность, чтобы в рамках мастер-классов демонстрировались новые инструменты и в качестве общего итога организовывались выступления детей в заключительном концерте. Антонина Евгеньевна Попова предложила организовать на базе своей школы творческую школу Должикова, где бы проводили мастер-классы преподаватели из Москвы и других крупных городов, чтобы в Ямало-Ненецком автономном округе это имело системный характер. Также она высказала пожелание о мастер-классах для концертмейстеров-пианистов, которые сталкиваются с особенностями работы с духовиками. Еще хотелось бы учредить мастер-классы по работе с двумя школьными духовыми оркестрами. Евгений Рашидович Забигулин высказал озабоченность учебными программами, которые необходимо привести к единому знаменателю. Они составлялись давно и никак не редактировались. Хорошо бы под контролем какого-то единого центра создать некую базу по инструментам. Привлечь к этому компетентных членов жюри. Регионам с точки зрения методики очень сложно конкурировать с центрами. Отсутствует методическая база, много пробелов. Елена Анатольевна Васнецова и Бахтияр Толепбергенович Абдрашев (Алматы) поддержали российских коллег и выразили готовность к международному сотрудничеству. Уже подписан Меморандум с Фондом Должикова о взаимном сотрудничестве. Индира Абдулмеджидовна Зайдиева озвучила общую идею участников пресс-конференции – открыть в регионах методкабинеты на постоянной основе, как штаб-квартиры Благотворительного фонда Должикова. Анастасия Владимировна Мартынова из дальнего Когалыма выдвинула идею организовывать телемост для трансляций мастер-классов и концертов. Ольга Владимировна Пахомушкина назвала представителем доброй воли Эллу Должикову, которая объединила на конференции столько единомышленников. Элла Олеговна Должикова, президент Благотворительного Фонда развития культуры им. Ю.Н. Должикова, душа и мозг многих начинаний его имени, подвела итоги онлайн-встречи: "Мне кажется, что сегодняшняя конференция была всем участникам, прежде всего, в удовольствие. Мы все из одной творческой области, это нас очень объединяет и радует. Было высказано большое количество мнений, идей, предложений, просьб и проблем. Огромная география конференции предоставила широкий срез духового и ударного сообщества. В большинстве вопросов аудитория сошлась в едином мнении. Ситуация "импортозамещения" в искусстве игры на духовых и ударных инструментах имеет место быть. Необходимо заглянуть вглубь регионов и поднимать отечественную исполнительскую школу".