Дядя тренировал лучших легкоатлеток Европы и Азии, а племянник развивает уникальную школу тренеров по баскетболу – история династии Лосиных
«Спорт День За Днем» продолжает цикл очерков о выдающихся лесгафтовцах. И сегодня речь пойдет о преподавателях университета Лесгафта Евгении и Борисе Лосиных. Евгений Афиимович воспитал 30 мастеров спорта, а его главной ученицей стала Татьяна Анисимова – вице-чемпион Олимпийских игр в беге на 100 метров с барьерами. Борис Ефимович – работал в «Спартаке» с Кондрашиным, а сейчас развивает уникальную для России высшею школу тренеров по баскетболу.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Евгений Лосин воспитал лучших бегуний Европы и Азии
22 июня 1941 года 10-летний Евгений Лосин встретил в пионерском лагере в городе Ярцеве, располагающимся в 65 километрах от Смоленска. Начальница лагеря никого из детей не отпускала, но 16-летний брат Евгения сообразил, что в столь тревожное время лучше вернуться к родителям. Он вывел Евгения и двоюродного брата из лагеря, и до дома они добрались к вечеру. Отца там они уже не застали, так как он добровольцем уехал в Смоленск рыть окопы.
«По радио объявили: “Граждане, наши войска стоят плотно и четко. Не беспокойтесь! Но лучше ночью вам укрыться на случай бомбардировок”», вспоминает Лосин.
Мать Евгения последовала совету и, взяв одеяло, увела сыновей в лес, где они провели всю ночь. А утром власти уже не были столь спокойны и по радио призвали жителей эвакуироваться из города.
Эвакуация была настолько массовой, что для нее пришлось использовать не только пассажирские, но и грузовые поезда.
«Мы уезжали в очень грязном вагоне. Там, видимо, раньше солому возили».
Поезд шел до Вязьмы. Тогда же юному Лосину пришлось узнать, что такое война. Немцы активно бомбили вокзалы и железные дороги. Платформы, с которых до войны люди радостно уезжали в отпуск, были окружены пожарами и развороченными вагонами. Вместо счастливых восторгов от встреч с родными слышались взрывы, стрельба и крики. Евгению повезло – их поезд не был задет бомбами.
Лосиным пришлось выйти из поезда за 15 километров до Вязьмы:
«Мы шли по лесу. Наткнулись на солдата. Он сказал, что прямо идти нельзя. Если пойти направо или налево, то еще выйти можно. Так получилось, что мы разминулись с семьей двоюродного брата. Наша следующая встреча с ним состоялась только в 1968 году».
Дойдя до Вязьмы, Лосины сели в чистый пассажирский вагон и оттуда уехали в Тамбов, где их поселили в дом с земляным полом. Однако немцы добрались и дотуда, из-за чего семья Евгения поехала еще дальше – в деревню в Чкаловской области (после 1957 года – Оренбургская). Из-за того, что все мужчины ушли на фронт, работать пришлось детям. Юный Евгений Лосин сушил просо и разносил приходившие с фронта письма-треугольники.
Со временем жизнь семьи Лосиных наладилась. Из Смоленска к родным приехал отец Евгения. Он смог разыскать семью, перевез ее в Чкалов, где устроился на работу по специальности.
«В Оренбурге нас приютила одна бабуля. Мы ей были никем. Однако она узнала о нашем бедствии и выделила нам комнату, не взяв ни копейки. Со временем я подружился с ее внучкой, и мы стали друг другу, как родные».
В 14 лет Лосин поступил в техникум физической культуры, которым руководила Анна Макарова, выпускница ЛИФК имени Лесгафта. Она мыслила масштабно и того же требовала от других преподавателей, призывая знать больше, чем написано в учебнике. Макарова вела учет результатов всех Олимпиад, мировых, всесоюзных и республиканских соревнований, чтобы использовать полученные данные в работе.
Директор Чкаловского техникума была строгой женщиной, не терпевшей отступлений от принятых правил. Как-то раз одна молодая преподавательница принимала экзамен. Макарова присутствовала на нем, чтобы проверить подчиненную. Сдавала студентка, претендовавшая на диплом с отличием. На два вопроса студентка ответила на отлично, а на третий - с заминкой. Макарова была готова поставить студентке 5, однако молодая преподавательница, желая доказать высокий уровень знаний своей ученицы, засыпала ее вопросами. Девушка на все вопросы ответила правильно, но после расплакалась из-за перенесенного стресса. Тогда Макарова выписала молодому педагогу замечание за нарушение процедуры экзамена.
Евгений Лосин признается, что Макарова и другие учителя вдохновили его стать преподавателем. Молодого человека восхищал энтузиазм педагогов техникума. Материальная база учреждения была далека от идеала. Например, из-за этого педагоги учили спортивным видам плавания и проводили соревнования на открытой воде, так как собственного бассейна не было.
Этот энтузиазм передавался и ученикам, благодаря чему они достигали успехов. Евгений Лосин выиграл чемпионат Чкаловской области в беге на 100 метров и отобрался на чемпионат РСФСР, который в 1949-м году проходил в Ростове-на-Дону. Там он занял третье место, и его заметил тренер из института Лесгафта. Специалист предложил Евгению Лосину переехать в Ленинград, где ему готовы были предоставить общежитие. Тем более Евгению не нужно было сдавать вступительные экзамены, как другим абитуриентам, ведь он проходил обучение в техникуме физкультуры. Ему достаточно было предоставить аттестат.
«Конечно, мне было страшно переезжать, ведь предстояло жить в большом городе. Но я был окрылен тем, что меня заметили и пригласили. Да и третье место на чемпионате России придавало уверенности», - вспоминает Лосин.
По приезде в институт Евгений Лосин поразился тем, что преподаватели бок о бок со студентами трудились над ремонтом помещений:
«Пять лет после войны прошло, а институт еще восстанавливался. Преподаватели вместе со студентами работали и вставляли окна в актовом зале. Они сами учились этому и отстраивали все без каких-либо специалистов. В том зале я увидел, как вместе с учащимися работал Николай Михайлович Люкшинов (тренер «Зенита» и сборной Албании в 1950-е, заведующий кафедрой футбола и хоккея в университете Лесгафта, - прим. СДЗД). Конечно, мне это бросилось в глаза».
Участие в строительных и сельскохозяйственных работах стало обыденностью и для Евгения Лосина. После летней сессии он с другими учащимися ездил на сборы урожая, а после того, как стал преподавателем, вместе со студентами строил бассейн, в котором на протяжении десятилетий готовились олимпийские призеры.
В учебе, по словам Лосина, требования были очень высокие:
«Допустим, по боксу ты не получишь зачет, если не будешь вести бой до крови. Я на своей носовой перегородке испытал эти требования. Преподаватели были замечательные. Они прошли войну, многие воевали в партизанских отрядах. Потому и предъявляли такие требования. Только на кафедре легкой атлетики шесть преподавателей в те годы тренировали спортсменов сборной СССР: Лутковский, Сулиев, Анокина, Атаманов, Щенников. Мы постоянно жили в движении. Учились, тренировались, участвовали в парадах физкультурников в Москве, работали в поле и на стройках», – вспоминает Лосин
Став преподавателем, Евгений Лосин сочетал высокие требования и трепетное отношение к ученикам. Он каждого мог выслушать и дать личную подсказку. Студенты отмечают, что Евгений Лосин относился к ним по-отечески. О благодарности учащихся говорит то, что каждый день рождения ему поступают десятки звонков, бывшие студенты интересуются, как поживает их педагог.
Преподавательскую деятельность Евгений Афиимович совмещал с тренерской. За 40 лет (1955-95) работы в Добровольном спортивном обществе «Буревестник» Е.А. Лосин подготовил 30 мастеров спорта.
Первой его знаменитой ученицей стала Людмила Мотина. Она была крепкой эстафетчицей сборной Ленинграда 4х100 и за счет рывка могла отыграть несколько позиций. Если ей передавали эстафетную палочку с преимуществом, то у соперниц не было шансов отыграть отставание. Так и случилось на чемпионате СССР 1961 года. Мотиной передали первую позицию, и она удержала преимущество над Светланой Ветровой из Москвы. А на Спартакиаде народов СССР в 1963 году именно Мотина на третьем этапе сформировала победный задел, который позволил сборной Ленинграда с секундным заделом обыграть команду РСФСР.
Лосин считает, что Мотина могла добиться большего в спорте, однако девушка выбрала семью.
Наиболее успешной ученицей Е.А. Лосина стала Татьяна Анисимова (в девичестве Полубоярова). Талант легкоатлетки специалист заметил еще на вступительных экзаменах в университет Лесгафта. Интересно, что Анисимова могла их не сдать из-за проблем с плаванием. Чтобы не потерять талантливую спортсменку, Лосин использовал свой авторитет и попросил преподавателей по плаванию потренировать девушку перед вступительным экзаменом.
Е.А. Лосин понял, что девушка сможет большего добиться в беге с барьерами, нежели в классическом спринте, в котором она выступала до поступления в вуз. Да и спортивные задатки позволяли: Анисимова была высокой (172 см) и гибкой. Единственное – нужно было подтянуть физическую подготовку, с которой у Татьяны при поступлении в институт были проблемы:
«На работу над ОФП мы потратили год. В этот период я заставлял ее много подтягиваться и делать беговую работу на коротких отрезках. Я ее всегда настраивал на победу. Даже тогда, когда она бежала студенческий кросс, я говорил ей, что она должна победить».
Результаты не заставили себя ждать. В 1972-м году Анисимова стала чемпионкой СССР в беге на 100 метров с барьерами. На том турнире она разделила победу с Лией Хитриной, представлявшей одесское «Динамо». В 1975-м году Татьяна выиграла бронзу на Универсиаде в Риме и чемпионате Европы в помещении в Катовице. В 1976-м году, после победы в чемпионате СССР, Анисимова отправилась на Олимпиаду в Монреаль.
Лосин не смог поехать со своей ученицей на соревнования из-за того, что в те годы он работал заместителем декана педагогического факультета. Потому на его плечи, помимо тренерской и преподавательской работы, были возложены и административные обязанности. В свою очередь, Анисимова не подвела наставника. Она с заминкой стартовала в олимпийском забеге, но по ходу дистанции отыграла отставание и завоевала серебро. Всего 0,01 секунды разделила советскую легкоатлетку и чемпионку Йоханну Шаллер из ГДР.
Пиком Анисимовой стал 1981 год. К тому моменту некоторые эксперты поспешили списать со счетов 32-летнюю бегунью. Были на то причины: на домашних ОИ-1980 Татьяна не смогла пробиться в финал. Последняя победа в чемпионате СССР была датирована 1978-м годом. Да и 32 года в те времена считались возрастом ветерана. Все надежды внутри страны возлагали на Веру Комисову, выигравшую Олимпиаду в Москве с олимпийским рекордом.
Анисимова, как вспоминает Лосин, отличалась бойцовским характером и на тренировках была готова работать столько, сколько нужно. И трудолюбие помогло Анисимовой провести лучший сезон тогда, когда этого никто не ждал. Она выиграла Кубок Европы, опередив на 0,19 Керстину Кнабе из ГДР.
После Анисимова выиграла Кубок мира, где опередила Кнабе на 0,06 сек. Интересно, что те соревнования были не самыми удачными для женской сборной СССР по легкой атлетике. В 15 дисциплинах советские спортсменки завоевали всего три золота. И одно из них висело на счету Анисимовой.
В 1981 году она была признана лучшей барьеристкой Европы.
Довелось Е.А.Лосину потренировать и одну из лучших женщин-спринтеров Азии 1994 года. В 1993-м году Лосина пригласили поработать со сборной Китая.
«Понятия не имею, как они на меня вышли. Просто пришло приглашение в университет. Платили мало – 180 долларов в месяц. Но меня это не волновало. Было просто интересно поработать в другой стране с другими людьми. Китайцы поразили своею работоспособностью. Если надо, они были готовы работать с 9 до 23 часов. Нашим спортсменам было бы тяжело в таком графике. В бытовом плане не было сложностей. Единственное, ощущалась разница в кухнях, да и нелегко было учиться есть палочками. Но, в целом, китайцы хорошо к россиянам относились», – вспоминает Лосин.
Заслуженный тренер РСФСР год проработал в Пекине. Китайцы были довольны работой Е.А. Лосина и предложили остаться на постоянной основе. Однако он отказался из-за того, что соскучился по семье. Да и в Евгении Афиимовиче играло чувство ответственности, ведь университет отпустил его всего на год. И просто так он не мог все бросить.
Работа российского тренера дала плоды. В 1994 году его ученица Лю Сяомей с результатом 11,27 установила рекорд Азиатских игр в беге на 100 метров.
После жизни в Китае Лосин занимался не только преподавательской, но и общественной деятельностью. С 1994 по 2013 год он был председателем Совета ветеранов. Совет организовывал встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны. Но самое главное, Совет помогал в быту одиноким ветеранам, снабжая их продуктами, лекарствами и решал другие насущные вопросы.
Заканчивая рассказ о своей деятельности, Евгений Лосин с гордостью отмечает, что его племянник Борис достиг гораздо большего:
«В науке Борис меня обошел. Он много делает для нашего баскетбола, и меня это радует».
Борис Лосин – работал с В.П. Кондрашиным и вместе с экс наставником «Химок» создал высшую школу тренеров по баскетболу
Борис Лосин, наверное, не мог не связать свою жизнь со спортом. Начал он с плавания, однако в 11 лет застудил уши, из-за чего вынужденно переключился на баскетбол.
Борис Ефимович признается, что в детстве,как и все мечтал стать профессиональным спортсменом, но не имел для этого достаточного таланта. Вообще Борис Лосин сторонник той точки зрения, что трудолюбие важно, но если у человека нет генетической предрасположенности, то успеха в баскетболе достичь очень сложно:
«Любовь к труду позволит человеку совершенствовать свои показатели, но только в тех пределах, которые в него заложены генетически».
Борис Лосин поступил в университет имени Лесгафта, где к тому моменту авторитет себе наработал дядя Бориса – Евгений. Но никакого блата и в помине не было:
«Я ни разу не просил за Бориса. Он сам везде прорвался», – вспоминает Евгений Лосин.
Хотя фамилия дяди накладывала на Бориса дополнительную ответственность:
«На первом курсе я получил четверку по истории КПСС. Тогда преподаватель отчитал меня и сказал, чтобы я не позорил фамилию. С тех пор я учился только на пятерки», – вспоминает Борис Лосин.
В 1977 году 21-летний Лосин начал преподавать. Он признается, что в начале хотел себя твердо поставить перед студентами, потому перебарщивал со строгостью. Со временем он осознал, что со студентами нужно вести диалог.
«Сейчас студенты стали более свободными, потому нужно объяснять и приводить аргументы, почему им нужно сделать то или иное задание», – отмечает Борис Лосин.
В 1980-м году Лосина включили в состав комплексной научной группы, обеспечивающей подготовку сборной Ленинграда по баскетболу. Такая группа занималась анализом тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов сборных Ленинграда, разработкой индивидуальных тренировочных планов и оптимизацией тренировочного и соревновательного процесса.
Вообще научное сопровождение команд было обязательным условием функционирования спорта в СССР. Даже в составе сборной школьников Ленинграда по баскетболу в процессе подготовки к Всесоюзной спартакиаде школьников СССР была комплексная научная группа (КНГ). В наше время научная группа есть только при национальной сборной.
Для успешного функционирования КНГ привлекались молодые специалисты.Они получали опыт от старших коллег и в дальнейшем уже сами передавали его молодым. Одним из таких стал Борис Лосин. Ему нравилась научная работа, и со временем он добился приглашения в ленинградский «Спартак», который тогда тренировал легендарный Владимир Петрович Кондрашин.
Тема взаимоотношений тренеров и научных работников не простая. Достаточно вспомнить психолога Жоао Карвальеса, рекомендовавшего главному тренеру сборной Бразилии по футболу не выпускать Пеле и Гарринчу на ответственные игры ЧМ-1970 из-за того, что они не прошли психологический тест.
Однако в «Спартаке» все сложилось идеально. Хоть В.П. Кондрашин и был представителем авторитарной тренерской школы, но к молодому Борису Лосину отнесся весьма благосклонно. Он достаточно внимательно изучал материалы, которые ему представляли сотрудники КНГ.
Борис Лосин проработал с В.П. Кондрашиным 7 лет (1983-89 г.г.). За этот период «Спартак», в то время обладающий не самыми лучшими баскетболистами и имеющий большие проблемы с финансированием, завоевал три бронзы чемпионата СССР.
1990-е для «Спартака», как и для всей страны, ознаменовались кризисом. Руководство вынужденно распродавало игроков, а после ухода Кондрашина в клубе царила тренерская чехарда.Проблемы возникли и в сфере высшего образования.
«Через меня тогда прошло много талантливых и умных студентов. Они могли многого добиться в науке, но им надо было кормить семью. Потому из вузов люди уходили в бизнес. Так, у нас и образовалисьсерьезные проблеме спортивной науке, последствия которого мы ощущаем до сих пор. Почему я остался работать в университете? Я тогда работал в профессиональных клубах, имел дополнительный заработок и поэтому мог прокормить семью» – вспоминает Борис Лосин.
С последствиями 1990-ых предстояло бороться в XXI веке. Хотя в середине нулевых легко было впасть в эйфорию и подумать, что в российском баскетболе все хорошо. Мужская и женская сборная России выиграли чемпионат Европы, ЦСКА победил в мужской Евролиге 2006 года, а «Спартак» (Видное) - в женской Евролиге 2007 года. Однако Борис Лосин вместе с коллегами С.Н. Елевичем и Е.Р Яхонтовым понимали, что развитие тренерской школы в стране оставляет желать лучшего, а победы достигнуты, благодаря иностранным игрокам и наставникам:
«С одной стороны, налицо безусловные успехи ведущих клубов и сборной страны, возглавляемых зарубежными специалистами, как во внутреннем чемпионате, так и на международной арене. С другой стороны, надо помнить, что эти тренеры привели к успеху не столько российских спортсменов, сколько, фактически, международные клубы, ведущие позиции в которых занимают легионеры.
Безусловно, высокое качество игры, демонстрируемое этими командами, играет важную роль в популяризации баскетбола в стране. Но трудно не согласиться и с тем, что такая ситуация напоминает известную притчу о том, давать ли голодному рыбу, чтобы он утолил голод, или дать ему удочку и научить ловить рыбу.
Зарубежные тренеры не могут решить все проблемы российского баскетбола, они в состоянии решать лишь локальные задачи, связанные с подготовкой отдельных команд. Здесь любопытно заметить, что на международных семинарах тренеров по баскетболу ведущие сербские тренеры открыто говорили нашим участникам: «Мы учились по вашим книгам, но теперь попробуйте обыграть нас», - писал Б. Лосин с соавторами в 2007-м году.
«Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай», – этому принципу последовали Борис Лосин и Сергей Елевич и в 2007-м году открыли Высшую школу тренеров по баскетболу на базе университета Лесгафта при поддержке РФБ. Руководителем проекта стал Сергей Елевич, первый тренер в истории БК «Химки». За 10 лет (1997-2007) Елевич вывел клуб из Первой лиги в элиту российского баскетбола. При нем «Химки» завоевали серебро и бронзу чемпионата России.
«Я считаю, что после 60 лет ничего делать на тренерском «электрическом» стуле. Это же постоянные нервы и риск схватить инфаркт. Потому мы и пригласили Сергея Николаевича в ВШТ, чтобы он мог делиться своим опытом и не подрывать здоровье», – отмечает Борис Лосин.
Связи и авторитет Елевича и ректора университета Владимира Таймазова помогли найти ВШТ финансирование. Школа практически полностью содержится на частные средства. Правда, приходилось сталкиваться с финансовыми проблемами из-за кризисов 2008 и 2014 годов.
Школа доказала эффективность в первый год существования: 30% слушателей добились повышения в клубах. На чем же строится успех ВШТ?
С.Н. Елевич и Б.Е. Лосин отбирают в ВШТ амбициозных тренеров, у которых виден потенциал. А иначе зачем работать с человеком, незаинтересованным в обучении?. Тренер должен иметь рекомендацию от клуба, региональной федерации или известного специалиста. Также от него требуется разносторонность:
«Нужно, чтобы тренер знал английский язык, дабы мог читать не только литературу нашего «курятника», но и зарубежную», – отмечает С.Н. Елевич.
В приоритете специалисты из глубинки, ведь у них не так много возможностей для посещения разных семинаров и научных конференций.
При поступлении каждый слушатель проходит собеседование с комиссией, выявляющей пробелы в знаниях. После этого преподаватели указывают тренерам, что они должны прочитать. Для этого преподаватели университета Лесгафта подготовили «Хрестоматию профессионального тренера по теории и методике баскетбола», состоящую из нескольких десятков тысяч страниц. Также Б.Е. Лосин и С.Н.Елевич, по сути, себе в убыток выпускают научную литературу по баскетболу:
Для публикации методических материалов Б.Е. Лосин и С.Н. Елевич привлекают практиков из мира профессионального баскетбола. На семинарах преподаватели и слушатели разбирают видеофрагменты матчей. В процессе коллективного обсуждения тренеры вырабатывают новые стратегии и подходы. Присутствует и индивидуальный подход, когда преподаватели лично с каждым из тренеров обсуждают различные нюансы. А после семинаров С.Н. Елевич просматривает матчи с участием команд слушателей ВШТ и дает подсказки. Послематчевые подсказки касаются не только тактических, но и коммуникативных нюансов:
«Я могу возразить тренеру, если он матерится на своих баскетболистов. Все-таки я этого не понимаю. Тренер должен быть вожаком, за которого игроки готовы будут пойти в битву. Потому он должен выстраивать нормальный диалог», – отмечает Елевич.
В качестве выпускных работ слушатели создают тренировочные планы подготовки команд, с которыми они работают, и индивидуальные планы подготовки отдельных игроков и т.д.
ВШТ добилась достойных результатов. 60% выпускников работали в профессиональных баскетбольных клубах, 30% имели звание заслуженных тренеров России. А на учебу в ВШТ до пандемии приезжали тренеры из 15 стран, в том числе из Германии.
Главная гордость ВШТ – тренеры мужской и женской сборных России по баскетболу 3х3 соответственно. Именно их команды доказали, что баскетбол в России жив, когда сборные по классическому баскетболу не пробились на ОИ-2020. На тех играх стритбольные команды завоевали серебро. Россия стала единственной страной, взявшей медали в мужском и женском соревнованиях. Этого не удалось достичь даже США.
Глядя на таких людей, как Евгений и Борис Лосины, продолжаешь верить в светлое будущее российского спорта. Только нужно, чтобы таких людей в нашей стране было больше.