Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Спустя полвека выпускники добиваются увековечения памяти директора своей школы Григория Деркача

Каким надо быть педагогом, чтобы спустя полвека после кончины выпускники бились за увековечение твоей памяти? И каким надо быть чиновником, чтобы не увидеть явных заслуг земляка, более полувека отдавшего борьбе с голодом и сиротством детей, их обучению и воспитанию, противясь присвоению ему звания "Почетный гражданин города"?

Корреспондент "РГ" разбиралась в этом вместе с ветераном Вооруженных сил СССР, подполковником в отставке Анатолием Матюшиным, который принес в редакцию целую кипу документов.

Исходил все инстанции

Сам Анатолий Матюшин сегодня проживает в Самаре, но про свое детство и юность в Оренбуржье, про людей, оказавших на него влияние, не забывает. В этом списке первый - директор неполной школы N22 станции Сорочинск (ее фактическая преемница после переезда в новое здание - средняя школа N117) Григорий Алексеевич Деркач.

- У нас была инициативная группа выпускников, да вот теперь я один в живых остался, которые хотели, чтобы Деркачу было присвоено звание "Почетный гражданин" Сорочинска, а на школе, где он трудился более 20 лет, установили мемориальную доску. Деньги на барельеф, а это более 200 тысяч, выпускники уже собрали, - рассказывает собеседник.

К 100-летию школы группа активистов обошла городские дворы и собрала более 50 подписей старожилов-сорочинцев в поддержку своей инициативы. "Григория Алексеевича в городке многие помнят и любят", - констатирует Матюшин и рассказывает, как потом он обращался за поддержкой в администрацию Сорочинска, к руководству местных предприятий, в партию "Единая Россия" (к слову, сам Деркач всю жизнь был беспартийным), к руководству железнодорожной станции.

Однако среди них понимания в том, что солдату и педагогу Григорию Деркачу нужно установить памятный знак, наш читатель не нашел. Нет, руководство города ему не отказывало напрямую, но всегда требовало какие-то дополнительные документы, которых нет даже в управлении Куйбышевской железной дороги, где хранится личное дело Деркача. "Так и сказали в мэрии: дайте нам подтверждение, что его медали имеют номера. Да медаль "За трудовую доблесть" в Великую Отечественную вручили более 16 миллионов знаков, и все безномерные", - сокрушается убеленный сединой выпускник. Два основных работодателя - Южно-Уральская железная дорога (школа была в ее ведении) и администрация города Сорочинска Оренбургской области встали на путь препятствия проекту увековечения памяти и заслуг замечательного человека.

Пошел учительствовать в 12 лет

Пытаюсь представить, чем занимались подростки в начале XX века. Помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими, учились, если везло, и шалили непременно. А вот Гриша Деркач, живший в ту пору с родителями в белорусском Гродно, в 12 лет начал учить азам письма и счета сельских ребятишек. В ту пору он сам только окончил трехлетку. Односельчане платили ему за сей труд 30 рублей за учебный год, а в каникулы парень нанимался за 40 рублей прирабатывать пастухом. Так и накопил себе за три года на дальнейшее образование. К слову, и в те годы присмотр за скотом стоил дороже, чем за детьми...

Григорий поступил и с отличием окончил в Гродно учительскую семинарию, став уже дипломированным педагогом. Но вскоре грянула Первая мировая война. Он уходит добровольцем на фронт, записавшись в квартировавший в тех местах 108-й саратовский пехотный полк.

Зимой 1914-го воинское соединение потерпело поражение, люди оказались изолированы на болотах. И молодой боец, зная эти топи как свои пять пальцев, выводит солдат из окружения. Это и был, если не считать юного учительства, первый подвиг Деркача, за который его наградили медалью "За храбрость".

Потом была длительная осада Гродно. Немцы несколько раз пытались взять город штурмом, но в перерывах между боями Григорий опять и опять принимался обучать неграмотных бойцов письму и арифметике. За эти гуманитарные вылазки вкупе с военной храбростью получил он звание унтер-офицера, медаль "За усердие", а по другим данным, даже Георгиевский крест.

После тяжелого ранения в 1917-м боец был эвакуирован на излечение в Саратов (полк-то его "именной" - из этих мест), а затем в Оренбургскую область. В школе села Полейка, которую местные крестьяне содержали за свой счет, продолжил преподавать вплоть до 1922 года.

Спасал от голода и нужды

В 20-е годы в Поволжье случился страшный голод: люди без сил падали на улицах, умирали, были даже случаи каннибализма. Особая беда - толпы голодных беспризорников, кучкующихся на вокзалах и разъездах. На помощь им пришел не только международный Красный Крест, но и местная железная дорога. В Полейке, где в ту пору учительствовал Деркач, создали детский дом, куда и собрали голодных сирот, а Григория Алексеевича поставили над ними заведующим и отцом в одном лице. Сотни детских жизней он тогда спас от голодной смерти, а свою единственную дочь не уберег. С тех пор семьей ему стали его ученики и коллектив школы.

Но власть призывала делиться со страной не только хлебом, но и любыми ценностями, кои имелись в семье. В 1918 году революционное правительство издало декрет, обязывающий всех фронтовиков сдать боевые награды с изображением императора Николая II, ибо были в них ценные металлы. И беспартийный Деркач сделал это в числе первых.

Школа его жизни

В 1932 году, учитывая его организационный и педагогический опыт, власть предлагает Деркачу возглавить фабрично-заводскую школу N22 в Сорочинске: дела там шли неважнецки - дети не учились, учителя и мастера не держались. И если ремесло подростки хоть как-то осваивали, то науки - из рук вон плохо. Но Григорий Алексеевич предложение принял и уже вскоре создал там отличный педагогический коллектив, тот самый, о котором с теплотой и благодарностью вспоминают сорочинцы и обратившийся в газету Анатолий Матюшин, выпускник 1953 года.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны имевший боевой опыт директор Деркач на фронт уже не попал, но мужество в тыловом Оренбуржье проявил немалое. Кроме педагогической работы он принял, расселил и обустроил в Сорочинском районе более 10 тысяч человек, в том числе сотни многодетных семей, эвакуированных из западных областей Украины. Многие ребята у него впервые учились говорить на русском языке. За этот "мирный" подвиг в 1945 году Деркач был удостоен медали "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", а позднее уже получил ведомственное звание "Почетный железнодорожник". Умер в 1953 году, по дороге на урок. Почему без орденов? Может, оттого, что КПСС не служил - только детям.

Много ли в Сорочинске героев?

Население Сорочинска около 30 тысяч жителей. Много ли среди них людей со столь же героической биографией? Не знаю. Но имя Деркача почему-то уже много лет не попадает в список "Почетных граждан".

- Он был директором железнодорожной школы-семилетки с 1932-го по 1950 год, вы представляете, какие это тяжелые времена, - вопрошает мой собеседник. - В 1965 году ветхая школа, в которой он работал, была снесена, и на ее месте построили новую, среднюю. Только вот с остатками старых бревен на свалку вывезли и память о славных делах прежнего директора, - сокрушается Матюшин. - Правды ради скажу, что на какой-то срок в школьном музее был оборудован мемориальный уголок, но просуществовал он недолго. Да и на сайте школы об этом периоде всего несколько слов... И те недобрые...

На все запросы во власть, а была еще и статья в местной газете о директоре-герое, убеленный сединой выпускник получает отрицательные ответы типа "нет повода возгордиться", но стенд, изготовленный на его деньги, в школьном фойе повесили.

- Я обратился к главе Гродненской области, откуда Деркач родом, чтобы он со своей стороны тоже повлиял, и он предложил установить дружбу между школами Сорочинска и их области. Но наши молчат, - рассказывает о своих мытарствах наш читатель. - Написал оренбургскому губернатору с изложением всех заслуг школьного директора, да только "прошение" из области вновь было отправлено в Сорочинскую администрацию.

Писал ветеран и в Министерство путей сообщения, но в Южно-Уральском управлении РЖД вообще не хотят признавать в Деркаче своего работника, хотя раньше обещали начать сбор средств на барельеф, когда будет официальное разрешение на его установку от горадминистрации. Круг замкнулся.

А ведь какой был бы красивый повод установить барельеф на школе и присвоить звание "Почетный житель" города человеку, который для этого города сделал не самую малость - воспитал и выучил сотни его жителей. В Год педагога и наставника это особенно значимо.