В гостях у сотрудников уфимского филиала "РГ" побывали гости из ДНР и ЛНР
Нам, сотрудникам уфимской редакции "РГ", в некотором роде повезло. Случайно узнали, что в башкирской столице с деловым визитом находятся преподаватели и директор музея из Донецкой и Луганской народных республик и пригласили к себе в гости. За чашкой чая, как говорят, из первых уст узнали, чем живут сегодня люди на Донбассе, что думают о своем вчерашнем и завтрашнем дне.
Сильные духом
Первый вопрос - знаете вы украинский язык - не ввел присутствующих в ступор. Преподаватель истории Торезского колледжа Екатерина Диденко легко перешла на украинский, продемонстрировав прекрасное знание языка.
- Мы считаем себя русскими, но и украинским владеем отлично, - объясняет педагог. - В начале 2000-х, когда была массовая украинизация, мы не сопротивлялись. Понимали, что живем на Украине и должны владеть государственным языком. Когда мы попадаем в языковую среду, то невольно переходим на украинский. Отторжения этой культуры нет, она нам не враг. Единственное, хотелось, чтобы нас не заставляли это делать насильно, потому что мы мыслим на русском языке.
На Донбассе народ всегда был аполитичный. Пока в Киеве шумели майданы, наши ходили на работу, спускались в шахты, лили металл, учили детей. Я всегда говорила: "Ребята, нам нужно объединяться. Их меньше, но они монолитны, знают свою цель".
Когда был незаконный тур президентских выборов, мы ходили по домам, нанимали такси и привозили бабушек и дедушек, которые сами не могли прийти на избирательные участки. В 2004 году я почувствовала единство людей, готовность отстоять свое право на историю. Мы не задумывались, любят нас где-нибудь во Львове или нет. Это они там жили с мыслью нас переучить, перевоспитать в другом духе. Мы всегда чтили свои праздники, своих героев. Никому не навязывали, но и не хотели, чтобы нам навязывали своих. И когда Ющенко присвоил звание Героя Украины Бандере, именно суд в Донецке постановил, что это незаконно.
В 2014-м мы не могли поверить в происходящее. Как государство уничтожает своих граждан и никто за это не отвечает? Донбасс подняли события в Одессе 2 мая и Мариуполе 9 мая. 11 мая мы пошли на референдум. Понимали, что крымского сценария у нас не будет. Но хотели показать Киеву, что не согласны с происходящим в стране и будем бороться.
Даже когда над головой гремели взрывы, покидать родной дом никто не захотел. Людмила Овчаренко в 2014-м родила пятого ребенка.
- Тогда творилось что-то невообразимое, многие, кто пытался прорваться, по дороге погибали. Рожала я во время обстрела, спрашиваю доктора: а вдруг свет потухнет? Не волнуйтесь, говорит, у нас генераторы есть. Позже, когда была эвакуация, тоже осталась, потому что родители наотрез отказались куда-то ехать.
Дочь Екатерины Диденко в 2014-м тоже носила ребенка.
- После того как Снежное бомбили всю ночь, я сказала зятю: уезжайте. Они сунулись было на Украину, но столкнулись с таким отношением, что дочь сказала: возвращаемся, лучше уж буду сидеть в подвале, - вспоминает Екатерина.
В Торезе не было света, газа, воды. По утрам к родникам выстраивались очереди. Мужчины разводили костры, женщины готовили еду. Дети держались вместе. У кого имелись крепкие подвалы, приглашали к себе остальных. Люди объединились. Предприниматели за свой счет заправляли мусоровозы, чтобы отходы вывозили и не было эпидемий. Нанимали машины и подвозили воду в детсады. И сейчас в сложной ситуации мы говорим: "2014-й пережили, изобилие переживем". Действительно, хоть и много трудностей, мы теперь не одни.
- Это такое счастье - снова стать частью родины, - не скрывает эмоций Людмила Овчаренко. - Когда узнали о признании Россией наших республик, мы рыдали от счастья. Шел обстрел Донецка, но все-таки на площади Ленина запустили фейерверк, открывали шампанское и радовались, что дождались. Если были у кого-то иллюзии по поводу запада, то они развеялись.
Фото: Петр Коннов/РГ
На учебу как на праздник
Конечно, на Донбассе все еще рвутся снаряды, но люди считают, что жизнь налаживается. С продуктами проблем нет. Чего недостает, завозят из Краснодарского края. В Донецке не во всех районах есть вода, но в пробном режиме уже запускают канал с Дона, так что вода со временем будет везде.
Торезский колледж с января перешел на очное обучение. Студенты были счастливы. Теперь они готовы не только учиться, но и участвовать в любом мероприятии, лишь бы общаться вживую.
- А мы до сих пор на дистанционке, - говорит Людмила Овчаренко. - Не всегда соблюдаем учебный график, встречаемся по вечерам, но никого не отчисляем. Подстраиваемся под ребят. Кто-то из них сидит в подвале, спасаясь от бомбежки, кто-то уехал в российские регионы и работает. Но мы, преподаватели, каждый день ездим на работу - готовим документы в связи с переходом на российские стандарты. Это небезопасно: я сама три раза попадала под обстрел. Академию тоже обстреливают. Прямого попадания в главный корпус не было, рвануло рядом, но от взрывной волны повылетали стекла. Попало в крышу общежития. Мы уже привыкли: начался обстрел - спустились в подвал и продолжаем работать.
Оставить для истории
А вот директор Луганского краеведческого музея Артем Рубченко успел повоевать. Его мобилизовали 18 февраля. Вместе с сотрудником он попал в один батальон.
- Два месяца мы несли дозор и двигались вперед. В апреле я получил ранение и убыл на лечение. Потом вышел приказ о возращении на гражданскую службу, - коротко изложил последовательность событий Артем.
Вернувшись в родной музей, который ненадолго закрывали, он снова занялся самым мирным делом.
- После начала СВО, когда Луганск обстреливали, снаряд попал в крышу нашего музея, пострадал зал. Надо было приводить его в порядок и открыть экспозицию, составленную из предметов, которые мы насобирали на фронте, - рассказал Артем Рубченко. - Еще у нас работает межмузейная группа - к нам приезжают коллеги из российских музеев, привозят экспонаты, связанные с СВО, да и люди приносят. Мы работаем на опережение - ведь со временем все это станет свидетельством того, что происходит сейчас.
Глубоко в теме
16 приехавших в Уфу студентов из Донецкой и Луганской народных республик - авторы лучших научных работ, участвовавших в международном конкурсе, который провел центр межкультурного партнерства (Уфа). Тема - противодействие фальсификации целей и задач СВО. Студенты Торезского колледжа Настя Пилипец и Аня Гармаш пошли дальше - провели сравнительный анализ того, как в мире искажали факты второй мировой войны и как это делается сейчас. Акцент на перекличке исторических эпох сделан не случайно.
- Конкурс был частью продолжительного проекта, включавшего конференции и круглый стол в городах Торезе и Луганске. Они были посвящены 80-летию начала освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков и годовщине начала СВО, - рассказал директор института стратегических исследований АН РБ Владимир Савичев.
Делегация из Донбасса в Уфу приехала не впервые. Еще в прошлом году их пригласили на фестиваль "Славянский хоровод", организованный центром межкультурного партнерства. В тот же год центр провел международную конференцию "За мир без нацизма". Тогда студентов Донецкой академии госслужбы и управления (ДАГСУ) сопровождал проректор академии Роман Ободец, который вскоре переехал в Уфу и стал проректором уже Башкирской академии госслужбы и управления (БАГСУ).
- Помню, что белорусских студентов, участвовавших в конференции, мы отправили в Иглинский район, где живет белорусская диаспора, а донецких - в деревню Золотоношку Стерлитамакского района, где компактно проживают украинцы. Они поехали туда с опаской, не зная, как их там примут. Но все вышло как нельзя лучше. Ребята быстро сдружились с местными. Есть фото, где все стоят в обнимку, - рассказала директор центра межкультурного партнерства Валентина Латыпова.
В этом году студенты из ДНР и ЛНР съездили в гости к своим ровесникам в Краснокамский и Кармаскалинский районы. Последний - родина Героя России Минигали Шаймуратова, погибшего в 1943-м на Донбассе.
Уфа ребятам понравилась - и сам город, и его гостеприимные жители. Выпускник Торезского колледжа Ричард Ковалев даже надумал учиться в БАГСУ, хотя до этого выбрал московский вуз.
Цифра
16 студентов, авторы лучших научных работ из Донбасса, побывали в Уфе.
Фото: Петр Коннов/РГ