Авиакомпания Utair допускает остановку до трети своих вертолетов из-за нехватки комплектующих. Это придется сделать, если в этом году проблемы с поставками агрегатов и комплектующих сохранятся, заявил на форуме HeliRussia-2023 гендиректор Utair Андрей Мартиросов. «Я думаю у других операторов ситуация не лучше», добавил он.
По словам Мартиросова, самый острый вопрос — с дефицитом двигателей — и для вертолетов иностранного производства, и для отечественных, на которых стоят импортные двигатели.
Utair имеет крупнейший в мире вертолетный флот, как по объемам, так и по грузоподъемности. На сайте компании указано, что ее вертолетный парк превышает 300 машин.
Опасения Мартиросова по поводу двигателей можно понять, по поводу остальных комплектующих — он немного преувеличивает, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «На самом деле, с парком Utair, я думаю, что в количественном выражении все нормально, просто здесь вопрос, как считать. Дело в том, что авиакомпания Utair — это, по сути, некий холдинг, в который входит целый ряд юридических лиц, есть авиакомпания Utair, есть Utair вертолетные услуги, есть еще и другие предприятия, в том числе и зарубежные. И понятное дело, что весь парк компании Utair рассредоточен, тут как ни считай, но какого-то резкого сокращения общей численности вертолетов в Utair мы не наблюдаем. Что касается комплектующих, в основном все-таки Utair оперирует отечественными вертолетами, у которых комплектующие отечественного производства. Единственное исключение — это двигатель. Действительно во многих, особенно старых, предыдущих модификациях вертолетов устанавливался двигатель украинского производства ТВ7-117. Этот двигатель разрабатывался еще в Советском Союзе, в Санкт-Петербурге, но так уж получилось, что серийный завод в те времена был в Запорожье. Вся документация на эти двигатели осталась на Украине, поэтому серийное производство продолжалось там в постсоветский период. Конечно, это и вызовет, может быть, некий дефицит. Однако надо понимать, что вряд ли прямо треть парка вертолетов Utair требует замены двигателя, скорее всего, просто требуется текущий ремонт, капитальный ремонт. Ну а эти работы выполняются и на территории России».
На полях того же форума глава Utair пожаловался на сокращение госбюджета. Решение правительства сократить субсидии для авиакомпаний на выполнение региональных рейсов — серьезная ошибка, которая нанесет удар по авиаотрасли и приведет к сокращению важных маршрутов, отметил Мартиросов.
Например, по его словам, придется сократить почти всю программу из Омска и Новокузнецка на самолетах ATR 72. Экономия 2–3 млрд рублей того не стоит, заключил Мартиросов.