Раннее агрообразование обсудили в Волгограде на первом всероссийском форуме

Работа нового образовательного съезда стартовала в Волгоградской области. Это Всероссийский форум раннего аграрного образования «Агроклассы 2.0», который проходит при участии представителей 37 регионов.

Раннее агрообразование обсудили в Волгограде на первом всероссийском форуме
© Волгоградская правда

Кадры для земли 

В течение двух дней эксперты из десятка российских субъектов, в том числе Тюменской, Саратовской, Воронежской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Татарстан, а также Красноярского и Хабаровского краев (присоединяется дистанционно) поделятся опытом работы в сфере раннего агрообразования, а также сформируют предложения, касающиеся развития этого направления. В числе участников форума – руководители профильных вузов, федеральные и региональные чиновники от АПК, сельхозпредприниматели. 

Как сообщил с форума корреспондент «Волгоградской правды.ру», в первый день, 11 мая, идут дискуссии, обмен опытом. 

Новые условия развития АПК требуют и новых подходов к подготовке кадров, сказал на открытии форума заместитель губернатора Василий Иванов. – Сейчас разрабатывается программа развития отрасли до 2034 года, и аграрное сообщество подключилось к этой работе. Мы понимаем, что, инвестируя миллиарды рублей в АПК, но не готовя кадры, сложно говорить о развитии.

В Волгоградской области в связи с этим занялись активной профориентационной работой в школах, создаются агроклассы, идет взаимодействие с образовательными учреждениями для качественной подготовки будущих студентов, внедряется наставничество. Большим шагом стало проведение самого форума. 

Это первый Всероссийский форум раннего аграрного образования, и проводится он в нашем регионе, сказала директор волгоградского агролицея Людмила Канищева. Его цель собрать на одной площадке представителей вузов, образовательных учреждений, органов власти, агробизнеса. Ключевой вопрос поиск механизма взаимодействия для развития движения агроклассов в России. Сейчас настало время, когда в регионах уже накоплен определенный опыт, но он разрозненный, поэтому возникла идея регламентировать его и обменяться передовыми практиками.

Идея проведения форума, естественно, принадлежит волгоградцам. Аграрный вуз получил одобрение на федеральном уровне. 

В самой Волгоградской области, например, действует лицей (создан при участии профильного вуза), в котором по программам раннего агрообразования обучается более 1200 школьников 5–11-х классов. Так, для них разработано девять дистанционных программ, ориентированных на разный возраст и подготовку. Ученикам 5–6-х классов прививают интерес к профильным дисциплинам, с учениками средней школы проводят профориентационную работу, а старшеклассники занимаются точечными исследованиями в проектных мастерских под руководством наставников.

Вуз проводит с подростками мастер-классы, устраивает экскурсии на сельскохозяйственные производства, организует профильные смены в оздоровительных лагерях. В Волгоградской области выстроилась и успешно работает целая система взаимодействия с агроклассами.

За осознанный выбор профессии

Впрочем, единой системы на госуровне пока, к сожалению, нет. То есть каждый вуз или регион готовит будущих аграриев под себя и свои потребности. Волгоградский форум как раз призван изменить эту ситуацию. 

Я приехала на волгоградский форум, потому что интересна сама тематика агроклассов, ведь раннее профессиональное ориентирование школьников это перспективное сегодня направление, сказала представитель одного из ветеринарных вузов Москвы Светлана Захарова. На форуме можно поделиться своим опытом и перенять новое у коллег. Мы давно сотрудничаем с волгоградскими специалистами.

Столичные гости, к слову, рассказали о работе предакадемических классов. В них занимаются дети, которые связывают свое будущее с ветеринарной медициной. На занятиях специалисты показывают, как правильно ухаживать за животными, кормить и лечить. То есть детей готовят к осознанному выбору будущей профессии.

Отрасли нужны специалисты, которые способны генерировать актуальные знания, разрабатывать технологии и успешно внедрять их в производство. Для этого нам требуется диалог между бизнесом, вузами, ссузами, школами, органами власти. Сегодня мы работаем над привлечением в вуз талантливых абитуриентов, мотивированных развиваться в аграрной профессии. Мы рады, что первый всероссийский форум для обмена практиками проходит на героической Сталинградской земле,  отметил ректор Волгоградского аграрного вуза Виталий Цепляев.

В Волгоградской области действуют программы и учреждения для ранней профориентации, в том числе инжиниринговые центры, Дом научной коллаборации. Помимо этого, развивается дуальное образование, внедрена система наставничества на промышленных предприятиях. Регион в числе первых вошел в федеральный проект по созданию детских технопарков «Кванториум», благодаря нацпроекту «Образование» в колледжах и техникумах создано свыше 90 современных мастерских. С 2022 года в регионе успешно реализуется федеральный проект «Профессионалитет».