Царицы науки: победительницы олимпиад по математике — о своих достижениях и планах

Сборная России показала впечатляющие результаты на Европейской математической олимпиаде для девушек (European Girls’ Mathematical Olympiad — EGMO). Все четыре участницы команды получили награды высшего достоинства. Важную роль в успехе команды сыграли чемпионки из Москвы — Виктория Факанова из лицея «Вторая школа» и Наталия Ленская из школы № 2086. Они рассказали mos.ru о том, как проходили соревнования, откуда у них возник интерес к предмету и почему математика — наука, которая интересна каждому.

Царицы науки: победительницы олимпиад по математике — о своих достижениях и планах
© Mos.ru

Подготовка как у профессиональных спортсменов 

На олимпиаду EGMO приглашали девушек, ранее принимавших участие в сборах по подготовке к Международной математической олимпиаде (IMO), которая считается самой престижной во многих странах мира. Ребят готовят к состязаниям как профессиональных спортсменов.

Для столичных школьников тренинги проводит Центр педагогического мастерства (ЦПМ). На них приезжают те, кто уже отметился на Всероссийской олимпиаде школьников, имеет хорошие рекомендации учителей и другие достижения. С этим у Виктории и Наталии полный порядок. Обе девушки участвуют в математических состязаниях не первый год и неоднократно побеждали на различных олимпиадах, в том числе всероссийской.

«С седьмого класса я посещала занятия ЦПМ для сборной Москвы. Они проводят сборы: мы выезжаем на некоторое время за город и там в течение пары недель интенсивно решаем задачи, готовимся, слушаем интересные лекции», — рассказывает Виктория Факанова.

Пользу такого формата подготовки отмечает и Наталия Ленская. «Я люблю выездные сборы. Туда приглашают сильных преподавателей со всей Москвы, которые очень хорошо объясняют свой предмет. Также на сборах собираются классные ребята, с которыми интересно общаться. И конечно, сборы — это весело», — говорит она.

Во время подготовки к олимпиаде школьницы в течение двух дней решали задания, подобные тем, что встречаются на других международных математических олимпиадах. На этом этапе часть участниц отсеялась, но Виктория и Наталия отбор прошли.

Родные стены помогают

В этом году россиянки участвовали в олимпиаде EGMO в онлайн-формате. Однако на процесс решения задач это принципиально не повлияло. Девушки выполняли задания в классе, а не в большой общей аудитории. Организаторы наблюдали за ними с помощью камеры. Учителя собрали чистовики с решениями, отсканировали и отправили на проверку.

«Сами туры проходили так же. Мы вчетвером просто приехали в школу ЦМП и там в кабинете решали задачи. Единственное, что печально, — мы не смогли посетить Словению, там было много интересных мероприятий и знакомств», — делится Виктория.

Девушка отмечает, что EGMO — не самая сложная олимпиада, в которой ей приходилось участвовать. Задания Всероссийской олимпиады школьников по математике, по ее мнению, были интереснее.

Наталия считает, что участвовать в онлайн-формате было даже чуть проще, так как родные стены и родной город помогают.

Гендерный вопрос

Чемпионки по математике признаются, что никогда не сталкивались с гендерными предрассудками. Однако замечают, что математикой по-прежнему чаще интересуются мальчики.

«Я довольно много езжу на математические мероприятия и вижу, что девочек на них сильно меньше, чем мальчиков. Думаю, такая ситуация не только в России. И поэтому я рада, что девочек поддерживают в этом направлении. Не знаю, почему нас меньше в этой науке, но меня всегда окружали очень сильные в математике девочки», — рассказывает Наталия Ленская.

Виктория же уверена в том, что олимпиада по математике только для девушек нужна для того, чтобы привлечь их в эту науку, а вовсе не потому, что она дается парням лучше.

«Идея олимпиады только для девушек кажется мне довольно интересной. Ведь существуют все-таки некоторые предрассудки, что у девочек задания по математике могут хуже получаться или что этот предмет просто не для них. Такие олимпиады во многом проводят не с целью доказать, что девочки могут быть не хуже, чем парни, а чтобы привлечь их интерес и показать: стереотипы здесь никак не применимы», — отмечает Виктория Факанова.

Поддержка и наставничество

И Виктория, и Наталия интересуются математикой с детства. Обе отмечают, что большую роль в этом сыграла поддержка родственников и педагогов.

Виктории интерес к предмету привил старший брат. Он участвовал в олимпиадах по математике, помогал сестре с учебой, затем мотивировал ее пойти в специализированную школу и начать участвовать в интеллектуальных состязаниях.

«У меня семья с пониманием относится к любым увлечениям, независимо от пола. Все уважают математику, признают, что эта наука очень важная и полезная, она структурирует мысли», — говорит девушка.

У Наталии Ленской интерес к предмету возник благодаря маме, которая преподает высшую математику. Теперь она не только морально поддерживает дочь, но и помогает готовиться к состязаниям. Также Наталия отмечает поддержку педагогов школы и ЦПМ.

«Преподаватели могут научить каким-то новым трюкам, чему-то новому. Несмотря на то что я знаю довольно много, еще многое в математике я хотела бы освоить. Если преподаватель видит твое слабое место, то он поможет решить эту проблему. Алексей Владимирович Петухов, мой учитель спецматематики в школе, многое сделал для меня. У нас в школе и на сборах всегда есть индивидуальный контакт с преподавателями», — рассказывает Наталия.

От музейной до всероссийской: в каких олимпиадах участвуют московские школьникиМосквич стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по истории

Не бояться проигрывать

Тем, кто интересуется олимпиадной математикой, но пока не достиг ощутимых высот, Виктория советует: не надо бояться проигрывать.

«Сначала не всегда все получается. Конечно, есть гениальные люди, которые сразу берут все олимпиады, но их единицы, а в итоге успеха добивается гораздо большее количество людей. Надо просто усердно заниматься, посещать кружки. Долговременные и методичные вложения в какой-то момент обязательно окупятся, и вы поймете, что математика на самом деле для каждого. Все зависит только от того, насколько человек хочет понять, насколько ему это интересно, насколько он горит этим делом», — считает чемпионка.

Девочкам, которые интересуются математикой, Наталия Ленская советует искать тематические сообщества — посещать дополнительные занятия или поступить в математический класс.

«В первую очередь нужно понять, нравится ли вам математика. Если да, стоит идти в ЦПМ или хорошую математическую школу. Там никто не будет смотреть, мальчик ты или девочка, и все будут стараться тебе помочь, все станет получаться и, скорее всего, будет очень интересно», — заключает Наталия.

Обе девушки отмечают, что большинство их подруг и друзей также интересуются математикой, посещают кружки и участвуют в олимпиадах.

Идеи и планы

Наталия Ленская учится в 10-м классе и уже дважды победила на Всероссийской олимпиаде школьников по математике. Хотя уже после первой победы девушка получила право поступления в вуз без экзаменов, олимпиадное движение она не оставила.

«Мне просто нравится математика и соревноваться с другими ребятами. Интересно, когда задача получается. И даже когда не получается, но задача при этом красивая, то ты получаешь удовольствие от решения. И конечно, тебя окружают классные люди», — делится Наталия.

Несмотря на все имеющиеся достижения, школьница отмечает, что каждый раз расстраивается, если не может решить задачу, не замечает чего-то очевидного. Наталия планирует поступать в вуз на математический профиль, но с точной профессией пока не определилась.

«Математика мне интересна не только как соревнование, но и как наука. Вполне возможно, что я буду преподавать, готовить следующее поколение олимпиадников», — добавляет Наталия Ленская, которая ранее готовила к олимпиадам младших школьников.

Виктория Факанова заканчивает школу в этом году. Девушка также имеет два диплома Всероссийской олимпиады школьников, что дает ей право поступить в вуз без экзаменов. Однако она собирается отдохнуть один год, расставить приоритеты и потом уже решать, какую специальность выбрать. Виктория не исключает, что остановится на чем-то непрофильном, например пойдет учиться на дизайнера или архитектора.

Как принять участие в школьной олимпиаде. ИнструкцияЗнать физику и разбираться в искусстве: как столичные школьники побеждают на всероссийской олимпиаде