Валерий Выжутович - о преувеличении дефицита инженерных кадров
Жалобы российских компаний на нехватку инженерных кадров не вполне обоснованы. Такой вывод следует из доклада, подготовленного в Высшей школе экономики профессором департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Еленой Варшавской. В основе доклада - данные федерального наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, а также данные Росстата.
Они говорят о том, что численность занятых в отраслях, где инженеры востребованы чаще всего, за последние 10 лет снижалась, а занятость таких специалистов, напротив, оставалась примерно на одном уровне. Кроме того, в 2010-2020 годах уровень занятости у инженеров (для мужчин - 90-91%) соответствовал уровню занятости других профессионалов с высшим образованием, что также опровергает тезис о нехватке именно инженерных кадров. По результатам исследования сделан вывод о мнимости дефицита инженерных кадров, в том числе о том, что этот "дефицит" имеет качественное, а не количественное измерение и не может быть компенсирован за счет увеличения приема в технические вузы. Было отмечено, что рост доступности инженерно-технического образования приводит к усилению негативного отбора на инженерные специальности.
Как бы то ни было, профессия инженера снова приобретает популярность. По данным опросов, проводимых ВЦИОМ в канун выпускных школьных экзаменов, эта профессия стала считаться более привлекательной. В 2022 году среди 25-34-летних граждан на первом месте были профессии медработников (34%), на втором - занятость в информационных технологиях (23), третью позицию по престижности занимали специалисты образовательной сферы (17), на четвертой строчке, набрав по 15%, - специалисты в области юриспруденции и военнослужащие, на пятой позиции - профессия инженера в различных отраслях (11). В топ-10 востребованных технических специалистов сегодня входят наладчик производственного оборудования, инженер-технолог производства, оператор станков с программным управлением, инженер сельскохозяйственного производства, инженер-конструктор микроэлектроникии, инженер-схемотехник, инженер-электроник...
Жалобы российских компаний на нехватку инженерных кадров не вполне обоснованы
А сам выпускник школы, выбирающий профессию инженера, - кто он в среднестатистическом измерении? Как показывают исследования, это юноша, обучающийся в обычном классе общеобразовательной школы. Его родители, как правило, не имеют высшего образования, являются служащими, рабочими или обслуживающим персоналом. Они и влияют на выбор профессии. Выпускник школы планирует поступать в вуз для повышения своего социального статуса, построения успешной карьеры, получения в будущем высокооплачиваемой работы. По мнению старшеклассников, выбирающих профессию инженера, профессия должна быть интересной, обеспечивать материальный достаток, карьерный рост, иметь высокий социальный статус, давать возможность общения с интересными людьми, быть востребованной на рынке труда. Почти каждый второй выбирающий профессию инженера не ограничивается только ею, а намечает себе вторую профессию (юриста, менеджера, экономиста).
"Развитие инженерного образования пока находится в зачаточном состоянии, - говорит Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. - Единственное, что произошло и уже заметно - немного реабилитировали инженерные специальности, и они стали популярней среди молодежи. Именно поэтому необходимо обратить внимание на пропаганду инженерных специальностей и разъяснение их необходимости для общества".
В советской России профессия инженера пережила сначала стремительный взлет, связанный с индустриализацией, потом долгий застой. В СССР середины 80-х инженеров насчитывалось более 5 миллионов. Столько стране не требовалось. Но технические вузы работали, как конвейер, безостановочно выпуская энергетиков, металлургов, машиностроителей. Готовили специалистов "вообще", для будущего, впрок, по формуле "чем больше, тем лучше" - не соизмеряя их количество с реальными потребностями экономики. Об инженерах, просиживавших штаны в невнятных НИИ и КБ или бегавших по заводским цехам и выбивавших у смежников опоки, штыри, шплинты, было написано сотни газетных статей, в том числе знаменитая "Растрата образования" Анатолия Аграновского.
С развалом СССР в России началась деиндустриализация - где-то сознательный и необходимый, а где-то стихийный и вынужденный демонтаж промышленной инфраструктуры. В этой инфраструктуре была сосредоточена примерно треть всех рабочих мест страны, к ней примыкал и унаследованный от СССР научно-технический потенциал. Закрывались заводы - теряли работу инженеры, падал престиж инженерного труда и инженерного образования.
Диплом технического вуза гарантирует его обладателю зарплату на 40-45% выше, чем средняя по региону
За последние два десятка лет картина изменилась и продолжает меняться. Появляется все больше различных производств, где требуются квалифицированные технические специалисты. При высоком спросе на инженеров их доходы растут. Диплом технического вуза гарантирует его обладателю зарплату на 40-45% выше, чем средняя по региону. Средняя зарплата инженера в целом по России в 2023 году достигает 68 705 рублей. В Санкт-Петербурге она составляет 56 814 рублей, в Новосибирске - 46 512, в Екатеринбурге - 47 685, в Казани - 45 320, в Нижнем Новгороде - 42 385, в Челябинске - 39 501.
Спрос на квалифицированных технических специалистов остается стабильным. Но слухи о дефиците инженерных кадров все же несколько преувеличены.