Депутат Госдумы Лантратова - о том, что необходим закон "О статусе учителя" для защиты учителей
В марте Рособрнадзор традиционно оценил качество школьного образования в регионах России и назвал регионы с лучшими и худшими, по мнению ведомства, учебными заведениями.
Значит ли это, что в регионах с низким рейтингом действительно хуже школьное образование? Конечно, нет. Ряд показателей, которые учитываются при расчете рейтинга, не имеют отношения к качеству образования. Например, эффективность организационно-технического обеспечения проведения ЕГЭ, качество анализа его итогов, объективность оценочных процедур.
Главным показателем успешности школы, на мой взгляд, является, хотят ли дети ходить в эту школу, интересно ли им учиться. И сразу приходит понимание - хорошее образование там, где хороший учитель, а не там, где эффективно организационно-технически обеспечили проведение ЕГЭ.
За всеми многочисленными рейтингами, тестами, проверками у нас за последние годы фигура учителя отодвинулась на второй план, его роль в образовании и воспитании ребенка в глазах общества уменьшилась до оказания образовательной услуги. Однако именно учитель, педагог формирует новое поколение. Можно сказать, что он формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Педагог не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь - вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи. Трудно ли это? Да.
Сегодня в силу новых геополитических реалий мы осознали: для того, чтобы сохранить страну и двигаться вперед, нам нужен другой уровень образования, другие специалисты, другие подходы к воспитанию детей и молодежи с раннего детства. А чтобы работать в школу шли лучшие, нам необходимо повышать социальный статус учителей, повышать престиж профессии. Или вернее возвращать тот статус, ту роль, которая была у учителя в России всегда, за исключением последних десятилетий.
Убеждена, что необходим закон "О статусе учителя" для защиты учителей, постоянного повышения социального положения педагогических работников, совершенствования общего качества педагогического образования. В законе мы должны определить миссию педагогического работника. На мой взгляд, миссия учителя - не только обучать, развивать интеллектуальные способности ученика, но и воспитывать патриота страны, разделяющего наши традиционные ценности и готового их защищать. Необходимо установить среднюю заработную плату учителя не ниже средней заработной платы государственного служащего. В 2022 году средняя заработная плата учителя по стране составляла 45 787 рублей до вычета налогов - то есть на руки педагоги получали в среднем по 39 тысяч рублей. Реальная заработная плата у многих педагогов была ниже.
По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2022 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей. И чиновники, и учителя - это все "государевы люди", и получать за свой труд они должны одинаково. И те, и другие выполняют важную, необходимую государству работу. Справедливо будет установить для учителей и право на медицинское обслуживание, аналогичное праву государственного служащего.
Если учителю будет комфортно и интересно работать, будет интересно и детям, отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности - знающий и воспитанный ребенок.
Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они объединяют между собой поколения. Советский палеонтолог, писатель-фантаст и социальный мыслитель Иван Антонович Ефремов в своей книге "Час быка" приводит такой диалог:
- "Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?"
- "Это стало возможно потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим".
Общество гармонии, красоты, добра и любви, о чем мечтал И.А. Ефремов, к сожалению, еще не удалось создать на Земле. Наверное, во многом потому, что профессии учителя и врача так и не стали повсеместно ведущими по отношению к другим. Но у нас есть уникальный шанс построить общество гармонии, красоты, добра и любви в России.