Саранский школьник нашел ошибку в словаре РАН, которую никто не замечал почти 25 лет
Запомните это имя - Алексей Зюков. Школьник из Саранска исправил ошибку в "Русском орфографическом словаре" и его цифровой версии - научно-информационном академическом ресурсе "Академос" Института русского языка им. Виноградова РАН. Причем эта опечатка впервые была допущена еще в издании словаря от 1999 года - и с тех пор ее никто не замечал.
…Широкая улыбка и немного озорной взгляд из-под очков: одиннадцатиклассник Лицея Мордовского госуниверситета им. Огарева Алеша Зюков вовсе не похож на зубрилу-"ботаника". Говоря о нем, педагоги и одноклассники не скупятся на лестные эпитеты: "Отличник, умница, любимец учителей, победитель школьных олимпиад… А уж после той истории с "Академосом" - и вовсе наша звездочка!"
Для начала - вопрос на засыпку: "Какого спряжения глагол "уклеиться"? Тем, кто не уверен в ответе, наверняка потребуется заглянуть в справочники. Но увы - они тоже могут ошибаться.
Ученик выпускного класса Алеша Зюков убедился в этом на собственном опыте, когда во время зимних каникул готовился к ЕГЭ. В отличие от многих сверстников он обходится без репетиторов, предпочитая заниматься самостоятельно - как говорит мальчик, "в свое удовольствие". Школьнику настолько понравились заковыристые упражнения по русскому языку на одном из образовательных порталов, что он решил сам составить задания повышенной сложности - с малоизвестными трудностями и исключениями. Внимание юного филолога привлекли глаголы на -ить. Как известно, это окончание указывает на II спряжение - за исключением брить, стелить(ся), зиждить(ся), зыбить(ся) и брезжить(ся), которые относятся к I спряжению.
- Однако стало интересно: а нет ли исключения, ускользнувшего от глаз миллионов? Для этого обратился к "Русскому орфографическому словарю" В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой, а именно к его цифровой версии - научно-информационному академическому ресурсу "Академос" Института русского языка им. Виноградова РАН, - рассказал Алеша. - Он лучше своего печатного собрата тем, что дает возможность искать слова по шаблонам. Я нашел 6504 слова на "-ить". Далее искал строки, в которых есть элемент "-ет" - одно из окончаний глаголов I спряжения. В итоге обнаружил статью: "укле́ить(ся), -е́ю, -е́ет(ся)". Она не соответствовала современной литературной норме. Такая же ошибочная статья была в печатной версии "Русского орфографического словаря" РАН 2015 года. Другие справочники, в отличие от словаря РАН, указывали, что у глагола "уклеиться" в третьем лице единственного числа будущего времени окончание -ит. То есть, это глагол не I, а II спряжения. Так я пришел к выводу, что в словаре РАН опечатка.
Подросток обратился к лингвистам Института русского языка Российской академии наук. "Если мои выводы неверны, прошу их опровергнуть", - написал экспертам школьник в электронном письме.
Маститые ученые признали: мальчик прав. "В "Русский орфографический словарь" (причем еще в его 1-е издание 1999 г.) и в "Академос" вкралась ошибка, которая до сих пор не была замечена, - ответила саранскому лицеисту соавтор словаря, ведущий научный сотрудник отдела русской речи ИРЯ РАН Ольга Иванова. - В "Академосе" она будет исправлена в ближайшее время. Составители словаря очень благодарны за то, что вы написали об этом казусе, такого рода недочеты трудно вылавливаются".
Сейчас на ресурсе "Академос" уже внесены исправления.
Тем временем юный лингвист продолжает готовиться к ЕГЭ.
- Сколько баллов по русскому языку рассчитываю набрать? Думаю, 90, - скромничает Алеша. - Хотя мой любимый предмет - физика. И после лицея буду поступать по этой специальности. Планирую связать жизнь с радиотехникой, математическим моделированием. А русский язык - это такое хобби. Очень нравится в свободное время почитать. Люблю прозу Чехова, поэзию Маяковского. А вообще у нас в классе есть настоящие литераторы: одна девочка пишет очень красивые стихи!
О письме ученика в РАН первой узнала его педагог - учитель русского языка и литературы Евгения Зацепина.
- Это, конечно, первый подобный случай в нашем лицее, - поделилась Евгения Николаевна. - Мне повезло, что на моем профессиональном пути встретился такой одаренный ребенок, как Алеша. Я с ним часто советуюсь, он меня очень многому учит. Порой обсуждаем с ним что-то после уроков: беседую с ним, как с коллегой, мне интересна его точка зрения по разным лингвистическим вопросам. Не обидно ли, что мой ученик не пойдет по моей стезе? Нет, нисколько. Я понимаю, что он - парень, и физика даст ему больше возможностей в плане самореализации. А литературу он все равно никогда не забудет!
Свое будущее талантливый школьник связывает с физикой. Фото: Николай Гагарин