Как готовят кадры для новой отрасли обращения с промышленными отходами?
Ученики «Менделеевских классов» из поселка Михайловский занимаются с преподавателями высшей школы Готовить кадры для работы в сфере промышленной экологии начинают со школьной скамьи. В школе поселка Михайловский при поддержке Федерального экологического оператора (предприятие Госкорпорации «Росатом») третий год реализуется проект «Менделеевские классы», участники которого углубленно изучают химию, математику и другие предметы. Это будущие специалисты по экологической безопасности, химическим технологиям, программисты. Поможем окружающей среде Несколько лет назад Федеральный экологический оператор и Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева выступили инициаторами проекта «Менделеевские классы». Партнерами стали вузы Федерального научно-образовательного консорциума «Передовые ЭкоТехнологии», один из которых — Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. Почему в нашем регионе «Менделеевские классы» открыты в школе поселка Михайловский? Ответ очевиден: скоро там появится современный экотехнопарк по переработке промышленных отходов. Соответственно, для работы на высокотехнологичном производстве нужны компетентные кадры. Подготовка школьников ведется как со стороны учителей, так и ведущих преподавателей технического университета. На днях в СГТУ прошел «День менделеевцев», в котором приняли участие ребята 8 и 10 классов. Для них читали лекции доктора химических и биологических наук, ребята проводили опыты, ставили эксперименты под руководством опытных наставников, обсуждали научно-исследовательские проекты. Руководитель пресс-службы ФГУП «ФЭО» Антонина Громова обратилась к ребятам: — Специалисты в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды необходимы на каждом предприятии, — подчеркнула Антонина. – Реализуя крупные проекты в сфере ликвидации накопленного экологического вреда и создавая новую современную инфраструктуру для безопасного и эффективного обращения с отходами производства и потребления, Федеральный экологический оператор уделяет большое внимание подготовке кадров для этих направлений. Мы понимаем, что в отрасль должны прийти не только высококвалифицированные, но и максимально вовлеченные в экологическую повестку люди. Для восьмиклассников доктор химических наук, профессор Александр Гороховский провел научно-популярную лекцию «Химия наноматериалов». Затем они пробовали свои силы в опытах по химии. Десятиклассники приняли участие в демонстрационных экспериментах по органической химии под руководством профессора, доктора химических наук Олега Растегаева, а потом прослушали лекцию кандидата технических наук Натальи Ковыневой о том, что значит быть химиком-технологом. — Мы занимаемся подготовкой кадров, обеспечиваем научно-методическое сопровождение, регулярно приезжаем в школу поселка Михайловский, а ребята, соответственно, — к нам на обучение, — отметила доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой СГТУ «Экология и техносферная безопасность Елена Тихомирова. – Наши ведущие преподаватели также дистанционно проводят занятия, консультируют. Для этого классы оборудованы всей необходимой аппаратурой. Также мы объясняем школьникам, как работает федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами (ФГИС ОПВК), учим прогнозировать риски, рассказываем о паспортизации отходов. Мы понимаем, что готовим смену специалистов, которые в будущем будут работать на экотехнопарках Федерального экологического оператора. В поселке Михайловский «Менделеевские классы» открыты с 2020 года: по углубленной программе обучаются ребята восьмых, девятых и десятых классов. Помимо непосредственного обучения, «менделеевцы» активно занимаются проектной деятельностью, исследуя различные направления в сфере экологии. Их наставниками по проектам выступают студенты СГТУ. «Это очень интересно!» 24 марта юных «менделеевцев» ждет защита проектов на региональном уровне, затем лучшие работы представят экспертам – преподавателям вузов консорциума. В итоге лучшие проекты от школы выйдут в финал, а их авторы станут участниками Менделеевской экологической экспедиции, организатором которой выступает Федеральный экологический оператор. Учитель химии и биологии Наталья Белоглазова в свое время 15 лет проработала на заводе в Горном начальником лаборатории экологического мониторинга, а потом вновь вернулась к преподаванию в школе. — Я была очень рада, когда у нас решили открыть «Менделеевские классы», увидела в этом проекте большой потенциал и пользу как для ребят, так и для всех, кому небезразлично состояние окружающей среды, — рассказала Наталья Леонидовна. – Это не чисто теоретические знания, а настоящая научно-исследовательская деятельность. У детей налицо заинтересованность химией и желание решать экологические проблемы. Об этом же говорят и сами школьники. Восьмиклассник Матвей Кузьмин отметил, что ему нравится приезжать в вуз и изучать новое. Он занимается исследованием почвы в окрестностях поселка Михайловский. А его одноклассница Амелия Зайнутдинова занимается исследованием атмосферного воздуха. Она считает, что это поможет в дальнейшем поступить в технический вуз. Тамерлан Житваев из 10 класса говорит, что углубленное изучение химии дает понимание, что представляет собой окружающий мир. С восьмого класса он серьезно занимается проблемой загрязнения атмосферы и ее решением. — Заводы и предприятия работают с опасными веществами, — высказывается Тамерлан. – Нам необходимы новые фильтрационные, очистительные системы. Хочу связать свою жизнь с экологией. — Очень хорошо, что налажена связь с вузом, преподаватели дают дополнительную информацию, — подчеркивает в свою очередь десятиклассница Софья Чеснокова. – Во время работы над проектом я изучала, как работают очистные в поселке, выступила успешно и мне предложили отправиться с экспедицией на Байкал. Мы брали пробы воды на побережье, на глубине озера. Почти 100 ребят из шести регионов работали по группам. Ведущие ученые читали нам лекции. Это было очень интересно! Проект «Менделеевские классы» повышает интерес ребят к науке и успел доказать свою эффективность. Школьники успешно сдают экзамены, занимаются серьезной исследовательской, проектной деятельностью. А значит, не только повышают свой уровень, но и стремятся сделать окружающий мир лучше.