Каким наставником должен быть педагог
В Российской академии образования 21-22 марта проходит II Всероссийский форум, посвященный преподаванию педагогики в классических университетах. Может ли учитель не быть наставником? Куда пропали авторские школы? Что главное для молодого учителя в первые дни в школе? Об этом мы беседуем с и. о. вице-президента РАО, деканом факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова Виктором Басюком.
Виктор Стефанович, каждый ли педагог может стать для своих учеников наставником?
Виктор Басюк: Не каждый. Наставник все-таки не только тот, кто несет знания. Мы в этом году отмечаем 200 лет со дня рождения великого ученого-педагога Константина Ушинского. Он говорил: наставник прежде всего несет духовную составляющую своему подопечному. Может ли педагог не быть наставником? Да. При этом он может добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, быть прекрасным предметником.
Наставничество хотят закрепить законодательно на уровне отдельной должности. Можно ли прописать в законе требования к наставнику?
Виктор Басюк: Если мы рассматриваем наставника в широком смысле как человека, который духовно сопровождает своего ученика или подопечного, то, на мой взгляд, тут достаточно сложно прописать какие-то трудовые функции. Но у нас ведь есть еще и понятие наставничества в производстве, например. И тут существуют вполне понятные и определяемые функции. Конечно, их закрепление послужит для пользы дела. Просто надо понимать, что сегодня феномен наставничества должен рассматриваться гораздо шире, чем просто трудовые функции человека, который отвечает за своего молодого коллегу или ученика.
Некоторые принципы педагогики Антона Макаренко (справа) включены и в современные программы воспитания. Фото: Фотохроника ТАСС
Молодым учителям тоже нужны наставники?
Виктор Басюк: Конечно. Однако в моем понимании наставничество - дорога с двухсторонним движением. Когда я был министром образования Иркутской области, у нас активно работала ассоциация молодых учителей. И однажды, обсуждая с ними тему наставничества, в глазах одной девушки я увидел страх. Видимо, назначенный ей в школе наставник уже успел "серьезно потрудиться". Вот этого быть не должно.
Наставник не давит, не поучает, не пугает. После Иркутского пединститута я пришел работать в школу учителем биологии и химии. Вел уроки у шестиклассников. После одного из первых ко мне подошла учительница намного старше меня. Очень аккуратно сказала: "Знаешь, я проходила мимо во время урока: ты сложновато построил фразу, ребята могут не понять. Попробуй ее перестроить". Для меня это был инсайт, открытие, а самое главное - я сразу стал ей доверять, обращаться за советами. Сделать так, чтобы к тебе захотели обратиться за советом, - в этом миссия наставника. Убежден: наставника нельзя назначить. Он появляется по внутренней необходимости в помощи, совете.
Кстати, молодой учитель вполне может стать наставником. Подростки часто нуждаются в совете человека старшего, но не намного. Значимого взрослого, но не родителя. И если молодой учитель в решении какой-то личной ситуации становится для ребенка тем самым значимым взрослым - это тоже наставничество. Только не в профессиональном плане, а в плане развития личности.
Как от советов не сползти в нравоучения?
Виктор Басюк: само слово "наставничество" в своем корне имеет некий назидательный смысл. Но здесь хочется опять вернуться к Ушинскому и его заветам. И у наставника, и у наставляемого должна быть потребность друг в друге. Только тогда это будет эффективно, только тогда появится духовное и нравственное единение. Об этом нужно помнить администраторам образования, директорам школ, которые выбирают и назначают наставников. Опытному управленцу видно, складывается общение у ученика или молодого учителя и его старшего коллеги. А если нет? Нужно найти мудрое управленческое решение и, возможно, поменять наставника.
Урок - это не просто "я дал, он взял". Педагоги всегда должны чувствовать ответственность перед учениками
Константин Ушинский - основоположник научной педагогики. Какие его принципы нельзя забывать современным педагогам?
Виктор Басюк: Ушинский очень много говорил и о развитии личности, и о духовной составляющей воспитания и обучения, и об особом отношении к детям, требующим внимания. Педагоги всегда должны чувствовать ответственность перед своими учениками. Урок - это не просто "я дал, он взял". .
Учитель помогает ребенку войти в социум, открывает возможности самореализации. К сожалению, у нас пока школа построена так, что знания дают в назидательном формате. Важно, чтобы получая эти знания, ребенок хотел саморазвиваться, самосовершенствоваться. Другими словами, чтобы формировалась личность.
Учителю очень важно завоевать доверие ребенка, стать для него тем самым значимым взрослым. Когда получается, для меня это высший пилотаж в педагогике, талант.
Макаренко, Эльконин, Давыдов, Тубельский... Имена этих учителей-новаторов до сих пор на слуху. А где современные авторские школы? Они сегодня нужны?
Виктор Басюк: Благодаря авторским школам, инновационным проектам такая статичная система, как образование, приобретает серьезный импульс к развитию. Сегодня, когда на самом высоком уровне говорится о том, что мы должны разработать свою уникальную российскую систему образования, нужно опираться на те исторические факты и научные открытия, которые уже есть, но с учетом современных реалий. Педагогика всегда основана на опыте прошлого. Методологические основы Макаренко и теперь есть практически во всех воспитательных системах, включая федеральные программы воспитания.
До сих пор успешно работает Школа самоопределения, которую придумал наш современник Александр Наумович Тубельский. Думаю, что она будет существовать еще многие годы. И не только в память великого педагога-новатора, но и потому, что в основе этой школы очень много важного для современного образования.
Так что, получается, все уже все придумано?
Виктор Басюк: Наука развивается. Но основа любого научного открытия, будь то технические или гуманитарные науки, - те знания, которые были до нас. Они обобщаются, анализируются, на них накладываются новые условия. И кстати, информатизация, переход к цифровым инструментам в образовании - элементы новых научных знаний. В Российской академии образования есть конкурс молодых ученых: каждый год мы открываем для себя новые интересные имена.