И какие навыки делают их востребованными
Образ гуманитария долгое время ассоциировался либо с человеком, который вообще больше не смог никуда поступить, либо с человеком, который с юных лет горит историей, социологией или иностранными языками. Но на самом деле гуманитарии — это не только люди, которые работают с источниками и обучают новых гуманитариев. Как на сегодняшний день изменяется образ и роль специалистов по гуманитарным наукам, рассказывает Астахова Анастасия Сергеевна, кандидат социологических наук, исполняющая обязанности декана философско-социологического факультета ИОН РАНХиГС.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Астахова Анастасия Сергеевна
Кандидат социологических наук, и.о. декана философско-социологического факультета ИОН РАНХиГС
Кто такой современный гуманитарий?
Мы должны понимать, что разделение на «гуманитариев» и «технарей» — большая условность. Когда мы говорим о гуманитарных науках, мы складываем вместе несколько аргументов из разных дискуссий.
В поставленном выше вопросе интересы и способности смешиваются с ярлыком «гуманитария», прикрывающим выученную беспомощность. Подобный ярлык становится своего рода индульгенцией при любых трудностях с освоением «неудобных» областей знания. Когда большое количество людей называет себя «гуманитариями» не из-за своих интересов к сфере, а из-за незнания математики, это указывает на возможные дисфункции в системе образования. Насколько существующие методики помогают мотивировать учащихся на изучение точных и естественных наук? Насколько требовательны мы, педагоги, к учащимся и студентам, когда речь заходит о предметах социально-гуманитарного цикла, проверяем ли мы их знания, умения — или больше оцениваем коммуникативные способности, тот самый «подвешенный язык», как часто говорят?
Социолог Роберт Мертон в тексте «Самоисполняющееся пророчество» показывает, как даже изначально ложные убеждения способны влиять на социальную реальность. В сфере образования заведомое признание некоторых групп необучаемыми, нежелание тратить на их подготовку ресурсы ожидаемо приводит к низким образовательным результатам. Круг замыкается.
Разделение наук восходит к старым философским дискуссиям о целях и методах познания. Отразилось подобное деление и на системе образования разных стран. Так, в университетах Великобритании и ряда других стран мы можем встретить разделение на «науки» (sciences) и «искусства» (arts), но последняя категория трактуется очень широко: в arts попадают гуманитарные и частично социальные науки. При этом одну и ту же специальность в разных университетах зачастую относят к разным категориям. Так, изучение социологии в одних университетах заканчивается выдачей диплома со степенью «бакалавр науки» (Bachelor of science), а в других — «бакалавр искусств» (Bachelor of arts). А в Оксфордском университете степень Bachelor of arts получают даже выпускники образовательных программ по математике. Подобное различение скорее дань традиции, чем строгая классификация.
Если мы все же обратимся к гуманитарным и социальным наукам, что они способны дать людям сегодня?
Наука производит модели объяснения. Занимаясь наукой, мы не просто воспринимаем информацию, наша основная задача — эту информацию обработать по некоторым принятым научным сообществом правилам. Социальные и гуманитарные науки также предлагают модели объяснения, пусть и не столь универсальные и всеобъемлющие, как первый закон термодинамики. Не имея знаний об окружающем мире, мы начинаем объяснять происходящее исходя из здравого смысла. Здравый смысл — важная часть повседневной жизни, но опирается в значительной степени на стереотипы и простые умозаключения, что может помешать в моменты, когда необходимо посмотреть на ситуацию с разных сторон, например при принятии управленческого решения. Не все исследования ученых-гуманитариев обязательно имеют прикладную полезность, но и в физике далеко не каждое открытие сразу используется инженерами. Тем не менее без постоянных дискуссий и поиска наиболее релевантных концепций возникает ситуация, когда потребность в познании и понимании возникающих процессов удовлетворяется разнообразными «гуру» и «учителями жизни».
Марта Нуссбаум в книге «Не ради прибыли» критикует тенденции, сложившиеся в ряде стран в начале XXI века, в первую очередь снижение роли гуманитарных наук из-за их неочевидной экономической эффективности. Нуссбаум настаивает, что гуманитарное образование способствует развитию критического мышления, а также формирует необходимые в современном мире качества — эмпатию, умение не отвергать «чужаков», ответственную гражданскую позицию.
Я считаю, что указанные тезисы не теряют актуальности. Идеи управляют людьми. Умение реконструировать процесс создания идеи, ее построения и распространения несколько сложнее, но значительно продуктивнее поиска первых попавшихся статей в «Википедии». Качественное образование в области гуманитарных и социальных наук учит людей работать с идеями, со сложными текстами, с данными.
Основные навыки современных гуманитариев
В социальных и гуманитарных науках критично важно владение навыками академического письма. К сожалению, на многих факультетах студенты, позиционирующие себя как гуманитарии, практически не пишут собственных текстов. Это абсурдная ситуация, поскольку в реальной профессиональной деятельности от гуманитариев зачастую ждут текстов: отчетов, аналитических записок, методических документов. Начальник вряд ли попросит вас зазубрить текст по билетам к встрече.
Другая составляющая — умение работать с источниками, искать и отбирать исследования по интересующей тематике. Да, иногда кажется скучным начинать свои проекты с библиотеки (хотя бы виртуальной), но в ряде случаев это позволяет не изобретать велосипед, развить и обогатить идеи, найти нетривиальные варианты решения задач.
Умение обучаться новому, в том числе и осваивать новые для себя цифровые навыки, сегодня необходимость. Темпы технического прогресса не позволяют нам довольствоваться навыками, освоенными несколько лет назад, без приобретения новых. Поэтому, даже получая отличное и современное образование, необходимо не просто «впитывать знания», но и совершенствовать свое умение учиться, расширять собственные горизонты. Социологу или историку нет необходимости превращаться в программиста. Но даже исследователь, работающий исключительно с текстами — допустим, собирающий интервью, — значительно упростит себе жизнь, если освоит программное обеспечение для обработки и анализа текстовой информации. Если же исследователь работает со статистикой, навыки работы со специализированным программным обеспечением становятся необходимостью.
Сегодня студенты сталкиваются с большим количеством искушений. Возможность заказать готовую работу или сгенерировать текст при помощи нейросети кажется отличным способом сэкономить усилия. Студент, практикующий подобное академическое мошенничество, должен понимать: лишая себя возможности развивать свое мышление и навыки, он обкрадывает сам себя. В фантастическом рассказе Айзека Азимова «Чувство силы» показана версия мира, в котором человечество настолько доверилось вычислительным машинам, что люди разучились производить любые расчеты в уме. Хочется верить, что подобный сценарий останется фантастическим и мы, делегируя простые и технические задачи машинам, не утратим важнейшие навыки.
Как будет развиваться рынок труда для гуманитариев в условиях цифровизации и автоматизации?
Изменение технологий связано с изменениями человеческой деятельности, но зачастую новое причудливо дополняет или трансформирует старое. С появлением фотографии художники не исчезли. Распространение интернета трансформировало библиотеки, но не искоренило их. Многие процессы оказалось несложно перевести в дистанционный режим, но мы все еще ценим встречи офлайн. Сегодня можно изучать потребительское поведение, собирая большие данные, но все еще можно использовать и более привычные нам опросы. Возможность собирать большое количество информации упростило поиск источников, но для их обработки и систематизации зачастую все еще требуется человек. Безусловно, людям, привыкшим учиться новому, в том числе и нетипичному для себя, будет проще приспособиться к новой реальности.
Я не хотела бы упражняться в футурологии, для этого есть множество разнообразных форматов, например Атлас новых профессий. Отмечу, что не всегда эффекты от внедрения технологий совпадают с ожиданиями. Но пока создается впечатление, что текущие тенденции усугубляют необходимость серьезно подходить к собственному образованию. Машины уже научились действовать по простым шаблонам и некритично компилировать данные, специалисты с подобными навыками в будущем, возможно, будут не очень востребованы. В то же время я убеждена, что даже самая обученная нейросеть не заменит думающих людей, способных создавать новые решения.