Зачем школе нужен советник по воспитанию
Пару лет назад Тюменская область в числе десяти пилотных регионов добавила в штатное расписание школ должность советника директора по воспитанию. Нынче в виде новой номинации она впервые участвовала в конкурсе профмастерства "Педагог года-2023". Первым в истории городского тура лучшим советником стала 27-летняя Евгения Попова, представляющая гимназию № 12. Курганский госуниверситет, научивший организовывать работу с молодежью, семейная и детская психология в Уральском педуниверситете, место воспитателя в тюменском детсаду № 135 и, наконец, гимназия - таков путь победительницы. А секрет ее конкурсного успеха, очевидно, в умелом использовании при общении с учениками метафорических карт (с их помощью можно придумывать мероприятия и даже разрешать конфликты), в субботнике в форме сюжетно-ролевой игры и форум-театре по буллингу. Хотя "Пеликан" уже в руках, расслабляться не стоит - в апреле областной этап.
Евгения, стремились к победе?
Евгения Попова: В 2016 году, после окончания первого курса магистратуры, пошла на курганский конкурс как педагог-психолог. Я была очень амбициозна, но не выиграла. Кто такая студентка без стажа в сравнении с опытным конкурентом?! Жюри так и констатировало: тебе, деточка, надо вырасти. Теперь, спустя шесть лет в системе образования, шла показать себя, посмотреть на коллег, набраться положительных примеров.
Хватило ли вам двух лет в советниках, чтобы поразить экспертов, или пришлось готовиться особо?
Евгения Попова: Помогла мультидисциплинарность, то есть опыт в разных сферах - в работе с молодежью, в психологии, к тому же когда-то я была вожатой в детских лагерях и педагогом-организатором в школе. Сразу скажу: сегодняшним советникам не хватает методической базы, умения пользоваться профессиональной лексикой. Да, мы больше практики, а не теоретики. Но теория, как ни крути, необходима для самоанализа и карьерного роста.
Мне интереснее работать с харизматичными ребятами, не зацикленными на учебе
Со стороны видится, что советники дублируют заместителей директоров по воспитанию, педагогов-организаторов и даже школьных психологов.
Евгения Попова: Не соглашусь. Советник - мост между замом и педагогом-организатором. Первый часто нацелен на документы, отчеты. Второй собирает учеников на мероприятия. А мы одновременно разгружаем заместителей, чтобы они не отвлекались от административных дел, и как амбассадоры федерального движения "Навигаторы детства" придумываем качественные события для ребят, управляем общественными объединениями. Задача советника не провести разовую встречу, а постоянно вовлекать в активную школьную жизнь как можно больше ребят.
А еще говорят, что нынешние советники как пионервожатые в советской школе.
Евгения Попова: Современный пионервожатый как раз педагог-организатор. Он собрал классы, ведет их на линейку, кричит с ними речевку. А для чего? Покричали - разошлись до следующего раза. От советников требуется объяснять детям, зачем и почему они это делают. Мы работаем с постоянными коллективами, показываем школьникам, что они могут взять для себя в волонтерстве, театральном кружке, спортивном клубе.
Каким должен быть человек, претендующий на место советника?
Евгения Попова: Четких критериев отбора нет. Применим разнообразный опыт - вспомните мой, любые личные достижения. Пожалуй, нужно огромное желание быть полезным детям. Я, например, только теперь ощущаю себя в своей тарелке. Когда молодежь наблюдает нашу насыщенную жизнь, у нее появляется желание погрузиться в нее. А два года назад многие опасались, не доверяли…
Чтоб в одиночку справиться с несколькими тысячами учеников, советник обязательно должен быть молодым и энергичным?
Евгения Попова: Не стремясь никого обидеть, скажу: да, молодым и энергичным! 40 лет - предельный максимум. Конечно, в деревенских школах проблема с кадрами и в советники идут те, кто есть. Ну а в городах молодежи много, а опыт всегда можно нарастить. Азарт, амбиции, погружение в подростковые темы, тренды, сленг, увлечения - это важно. А чем ты старше, тем тяжелее принимать модные тенденции, сколько бы советник ни молодился внешне. Я не против традиций - их следует поддерживать, но и новое привносить обязательно. По поводу "справиться": если рядом надежная педагогическая команда, все получится. Трудно, когда отношения выстраиваешь с нуля и постоянно натыкаешься то на занятость коллег, то на незаинтересованность.
А директора как-то стимулируют учителей, чтобы они помогали? Конечная цель-то у всех одна.
Евгения Попова: Цель одна, но ключи к каждому педагогу ищем фактически самостоятельно. Мой лайфхак - через хобби. Если найдешь, что интересно коллеге, он за тобой в огонь и воду. Ведь учителя технологии просто так, на его собственном запале, в литературную композицию не привлечь… А кому-то приходится напоминать, что в классное руководство, за которое наставники получают доплату, входит и внеурочка, и воспитательные мероприятия. Да, задача общая, а подходы разные.
Адаптация новых учеников входит в ваши обязанности?
Евгения Попова: Это работа психологов, но, когда я замечаю ребенка, явно нуждающегося в помощи, мимо не пройду. В нашей гимназии, так получается, самыми яркими активистами становятся как раз новенькие.
Значит, и по конфликтам не к вам?
Евгения Попова: А вот тут другая история: советники по воспитанию обязаны работать в школьной конфликтной комиссии - помогать детям определяться в социально значимой деятельности, уходить от деструктивного поведения.
Взрослые ворчат, что современным подросткам ничего не надо. Какой запрос вы от них получаете?
Евгения Попова: Запрос на неформальное, то есть не на школьную тему, общение. Порой я уже не хочу в выходные или на неделе на десятую репетицию ехать, а им надо встретиться, обсудить, посмеяться, поспорить. "Ребята, идите домой, уроки давно закончились". - "Мы еще посидим". И с каждым днем "сидящих" становится больше. Чай, настольные игры, метафорические карты, советы по детско-родительским отношениям, симпатиям, конфликтам…
А школьный психолог скучает…
Евгения Попова: И к нему идут тоже, но не так охотно, что ли. А мы и посмеемся, и на серьезные темы поговорим.
Какая тонкая линия: и в панибратство не скатиться, и лидером остаться.
Евгения Попова: Быть наставником или другом? Наставником. С сохранением субординации. Старший товарищ на то и старший… Дешевый авторитет быстро улетучивается. Мне знакомы истории, когда очень дружеские отношения с классом выходили педагогам боком - их переставали слышать, прогуливали уроки, хамили. Ребята должны знать не только свои права, но и обязанности.
Ребенок-активист не обязательно отличник?
Евгения Попова: Зачастую так и есть. Мне самой интереснее работать с раскованными, смелыми, харизматичными ребятами, не зацикленными на учебе. Мероприятий в течение дня много (то у нас 8 Марта, то день рождения Ушинского, то "Битва хоров", то профилактика употребления психоактивных веществ, грамоты печатаем, вручаем, придумываем новое событие), и кое-кто рад бы пропустить уроки ради выступлений, но за порядком слежу строго. Знаете, я сама в школе была хулиганкой, боевой такой, к директору на беседы ходила. А боевые дети, всем известно, потом успешны.
Как заманить ученика в команду советника по воспитанию?
Евгения Попова: А как работают маркетинговые службы? Изучают целевую аудиторию. У меня так же: узнать, что нравится человеку, пригласить, понаблюдать. И становится ясно: либо не хватает внимания, а это прямая дорога на школьную сцену, либо хочет быть полезным, но невидимым. Универсального подхода нет. Мне как советнику самой нужно быть заметной, чтобы дети знали и доверяли.
Где берете энергию и какое будущее себе рисуете?
Евгения Попова: Дети требуют внимания. И я тоже. Подпитываемся друг от друга. Если я не в школе, то схожу с ума. Больничный - просто пытка. Есть такая потребность - быть на виду и быть необходимой. Пишу стихи, гуляю. А про будущее: школа - трамплин в какую угодно сторону.
Ключевой вопрос
Каковы результаты вашего труда? Может быть, спасти кого-то получилось?
Евгения Попова: Я не только советник по воспитанию, но и классный руководитель, руководитель кабинета профилактики употребления психоактивных веществ. Заметила как-то десятиклассников с электронными сигаретами. Вместо многочасовых бесед - приглашение в школьную театральную студию. Сначала пришел один курильщик. Остался. Даже сыграл главную роль в очень трогательном спектакле "Ты не один". Потом привел друзей. А накануне Нового года бывшая банда принесла мне тяжелый пакет, доверху наполненный сигаретами. Чтоб показать свою сознательность, парни сдали их добровольно.
Тем временем
Шадринский государственный педагогический университет (ШГПУ) вошел в первую семерку участников нового Всероссийского просветительского проекта "Форум для будущих педагогов".
Студенты и сотрудники вуза приняли участие в мастер-классе "Креативное мышление для будущего учителя". Его провел победитель конкурсов "Лига лекторов" общества "Знание" и "Бизнес-Успех" "ОПОРЫ РОССИИ", куратор федеральных образовательных проектов Игорь Носов. По мнению спикера, креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации. Педагогическую креативность необходимо формировать путем постоянного самообучения, создавать условия для развития личностных качеств, позволяющих мыслить нестандартно. Система профобразования должна в первую очередь готовить специалистов, способных принимать нешаблонные решения. Классические учебные программы построены на запоминании, накоплении фактов, поэтому большинство молодых педагогов боятся выйти за поставленные рамки и проявить креативность.
Напомним: просветительский форум приурочен к Году педагога и наставника. Его организаторы - Российское общество "Знание", Академия Минпросвещения России и VK. Мероприятия охватят 35 регионов России, 30 тысяч студентов и более 200 спикеров. В программе - лекции о господдержке молодых учителей, грантах преподавателям и возможностях выпускников педвузов.