Рособрнадзору поручат оживить мертвые школьные сайты

Почти 85 процентов сайтов российских школ, детских садов и вузов — мертвые, они существуют только формально. Всего 1317 таких страниц в интернете из 8672, заявленных для участия в Общероссийском рейтинге образовательных сайтов, соответствуют требованиям к таким ресурсам. На большинстве нет ни свежих новостей, ни обязательной для каждого организации информации, например стажа учителей и меню в столовой. Устанавливать требования к структуре интернет-ресурсов будет Рособрнадзор — такой законопроект Госдума планирует рассмотреть в первом чтении на одном из ближайших заседаний.

Рособрнадзору поручат оживить мертвые школьные сайты
© Парламентская газета

Кто учит и чем кормят

Сайты школ очень разные. На одних можно найти любую информацию — от расписания внеклассных занятий и меню школьных обедов до контактов службы психологической поддержки и ученических проектов. А другие ресурсы — мертвые, сказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Как правило, туда загружена только основная информация об учебном заведении, пара фотографий да несколько новостей, давно потерявших актуальность. А даже если какая-то информация есть, структурировано все так, что черт ногу сломит, и найти нужный раздел — это сложный труднопроходимый квест.

«Исходя из личного опыта, вынужден с сожалением отметить, что поиск интересовавшей меня информации на школьных сайтах не всегда приводил к успеху и отнимал достаточно много времени», — рассказал «Парламентской газете» председатель общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло, которому как многодетному отцу не раз приходилось пользоваться школьными ресурсами.

Сейчас наполнение школьных сайтов определяет несколько весьма скупых норм. В законе об образовании указаны лишь самые общие требования — например, кто руководит организацией, какие в распоряжении учеников есть спортивные объекты и электронные ресурсы, каковы условия питания.

Немного добавляют конкретики правила, утвержденные Правительством в 2021 году: так, на страницах директора и его замов должны быть их телефоны и адреса электронной почты, чтобы с ними можно было связаться, если возникнет какая-то проблема. А о каждом педагоге должно быть известно, какие у него образование и стаж работы.

Если в школе есть младшие классы, должна быть подробная информация о горячем питании, которое с 2020 года положено каждому ученику с 1-го по 4-го классы бесплатно. А именно — меню, перечень поставщиков продуктов и компаний, которые готовят обеды, информация о диетическом питании, а также форма обратной связи для родителей. Если что-то из этого меняется, администрация должна сообщить об этом на сайте в течение 10 дней.

И наконец, третий документ, который выпустил Рособрнадзор в 2020 году, устанавливает требования именно к структуре сайтов вузов и школ. На сайте должно быть 11 разделов, например «Образование» с перечнем дисциплин и методическими материалами, «Доступная среда» с информацией о специально оборудованных кабинетах и особых режимах питания, «Платные образовательные услуги» со стоимостью всех кружков и образцами договоров — родители должны заранее знать, чего им ждать. Есть и технические требования: сайты должны быть в свободном доступе и иметь версии для слабовидящих. Также посетители должны иметь возможность искать и копировать тексты.

Но даже этот порядок имеет свои изъяны. Так, приказ Рособрнадзора основан на постановлении Правительства, которое прекратило действовать в прошлом году.

Поэтому депутаты Госдумы предложили распутать этот клубок — записать в самом Законе «Об образовании», что требования к структуре интернет-сайтов и формат публикаций устанавливает Рособрнадзор. Профильный Комитет Госдумы по науке и высшему образованию уже рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

Теперь, если появится необходимость добавить на сайты какие-то разделы, будет понятно, куда обращаться, — Рособрнадзор станет единственной организацией, ответственной за эту сферу, сказал «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.

Шаг влево, шаг вправо

В какой степени нужно стандартизировать сайты школ и не потеряют ли они свою уникальность, если перегнуть палку, еще вопрос. С одной стороны, без стандартов не обойтись, уверена член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова: приведение сайтов к единообразию облегчает навигацию и поиск необходимой информации. Требования к структуре школьных сайтов должны быть едиными, как и требования к зданию самой школы, согласился с ней зампред Комитета Госдумы по экономполитике Станислав Наумов.

Виталий Сурвилло тоже придерживается мнения, что без единых требований не обойтись — они не позволят ввести детей и родителей в заблуждение: «Нельзя, например, допускать, чтобы информация об отсутствии спортивного зала размещалась на седьмом клике внизу страницы мелким шрифтом».

Но должно быть пространство и для творчества. Сурвилло считает, что можно разделить сайты образовательных организаций на две части: обязательная и произвольная. «Ко второй части я бы не применял каких-либо требований единообразия, оставив все на усмотрение образовательной организации, для которой это станет определенным свидетельством ее творческого потенциала, возможностью выделить свои преимущества», — сказал эксперт.

Оригинальность своих сайтов школы могут сохранить и за счет дизайна, отразив в нем свои особенности, добавила Лариса Тутова.

Пока вписывать в стандарт что-то новое не имеет смысла, так как от родителей и учеников не поступают такие запросы, считает Александр Мажуга. Никто же не запрещает добавлять на сайты что-то свое — например, многие вузы не ограничиваются контактами руководителей, но и указывают, как и когда студенты могут записаться на прием к ректору или проректорам. То же депутат посоветовал делать и школам.

Кроме того, надо добиваться, чтобы учебные заведения исполняли уже существующие правила. По XIV версии Общероссийского рейтинга образовательных сайтов, который составляют Российский новый университет и группа компаний «Просвещение», в 2021 году из 8672 сайтов, заявленных для участия в рейтинге, прошли самообследование и были допущены к экспертизе только 2306, а высший балл получили 1317 ресурсов. Из 689 школьных сайтов максимальную оценку — 100 баллов — заработали 473. Еще 164 набрали больше 90 баллов, остальные не дотянули до хорошей оценки.