Добро пожаловаться, или Порнография не пройдет!
Понятие просветительской деятельности уточнили в законе в апреле 2021 года. Также летом 2022 года кабмин уточнил порядок, условия и формы ведения лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов и дискуссий в школах, вузах и организациях культуры. Новый проект приказа Минпросвещения уточняет, что именно считать нарушением просветительской деятельности и куда жаловаться в этом случае.
За подписью и с уведомлением
Как следует из проекта приказа Минпросвещения, пожаловаться на просветителя можно, если будет установлен факт, что он распространяет информацию с нарушением законодательства РФ или установленных Правил просветительской деятельности в России.
Всего документ выделяет десять основных причин для жалоб. Это в том числе побуждение к действиям, противоречащим Конституции; разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; распространение информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий или информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам.
Также просветитель может стать субъектом проверки, если в его лекциях, презентациях или семинарах используются материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних; информация о способах изготовления и использования наркотических средств; о способах совершения самоубийства и так далее.
Согласно проекту приказа, жалобу могут подать органы госвласти и местного самоуправления, юридические и физические лица или индивидуальные предприниматели. Документ должен содержать данные заявителя и данные о месте осуществления сомнительной просветительской деятельности. Обращение может быть отправлено в Минпросвещения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, через сайт Министерства в интернете или по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия.
Правила для лектора
Установить форму и порядок подачи претензий на недобросовестных лекторов потребовалось после того, как в июле прошлого года вступили в силу новые Правила просветительской деятельности в России. Само же это понятие в законодательстве уточнили всего за год до этого. Ранее просветительская деятельность была прописана в законе об образовании, но никак не регламентировалась.
По новым правилам просвещение граждан может проводится в виде лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных форм, в том числе с использованием интернета. А проводить такие мероприятия могут органы госвласти, местного самоуправления или уполномоченные ими организации, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Если просветитель — иноагент, это должно быть указано.
Лекции и семинары должны «содействовать взаимопониманию между людьми, реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, развитию способностей человека, а также формированию его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями». Кроме того, в правилах записали, что просветителям делать строго-настрого запрещено — эти пункты как раз и соответствуют десяти основаниям для жалоб на недобросовестных лекторов.
«Предложенный механизм позволит контролировать исполнение этих норм, — сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. — Все жалобы должны быть детально проанализированы и систематизированы. Претензионный подход лишь послужит эффективной формой досудебного разрешения конфликта».
При этом депутат уточнила, что в результате этой работы, возможно, «последует принятие нового федерального закона для искоренения текущих неблагоприятных явлений в просветительской деятельности в России».
Под видом мастер-класса
Как отметил президент Ассоциации специалистов онлайн-образования Григорий Кузнецов, четкие правила и ответственность за их исполнение будут особенно полезны для «онлайн-школ» и «курсов», многие из которых формально не подпадают под закон об образовании и регулируются только законом о просветительской деятельности.
«Наличие возможности быстро подать жалобу позволит улучшать «общую ситуацию» в данной области «образования». Не секрет, что под прикрытием просветительской деятельности у нас зачастую пытаются распространять деструктивные знания и инициативы. Особенно в молодежной среде», — сказал эксперт «Парламентской газете».
По мнению Кузнецова, сейчас даже далеко не каждый ответственный гражданин пойдет писать заявление в прокуратуру для осуществления проверки, простой же и понятной формой может воспользоваться любой, кто заметил нарушения.
При этом эксперты предостерегли от злоупотребления новым механизмом. Как отметил зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов, зачастую так называемые пираты сначала платят деньги за услугу или продукт (те же записи лекций), а потом, получив желаемое, всеми способами пытаются получить назад деньги.
«Важно, чтобы новый механизм стал не еще одним помощником для таких граждан, а инструментом объективного расследования в отношении именно недобросовестных просветителей», — сказал депутат «Парламентской газете».