Чему учатся и как сдают ЕГЭ российские школьники за рубежом
Чему учат детей дипломатов? Как стать учителем в посольской школе? Какие у такой школы плюсы и есть ли недостатки?
Будильник звонит ровно в восемь. До начала уроков... целых полчаса. Есть время умыться, позавтракать, собрать портфель... А потом - два лестничных пролета вниз, и ты в школе. До звонка еще пять минут? Значит, можно даже забить пару голов на спортплощадке.
Так теперь начинается каждое будничное утро моих сыновей - учеников школы при посольстве России в Колумбии. Прошлым летом мы сменили столичную многоэтажку на посольский жилдом в Боготе. Теперь у нас за окном - вечнозеленая весна: то теплые сухие дни, то тропические ливни. А вместо московской школы с тысячей школьников - камерная посольская. Всего-то 23 ученика! И еще двое - онлайн.
"Ура! У меня теперь каждый день проверяют домашку, не зря делаю. И наконец-то спрашивают, когда руку поднимаю", - делился сын-пятиклассник уже через месяц после начала занятий. Еще бы, когда в классе вместо 32 учеников всего пять, спросить успевают всех.
Старшему сыну повезло еще больше: их в седьмом классе всего двое. И он искренне расстраивается, когда одноклассница болеет: семь уроков по 40 минут один на один с учителем все же тяжеловато.
Школа в масштабе
Статус основной образовательной наша школа получила в прошлом году. Долгое время здесь была только начальная, и лишь теперь появилось расписание для 5-9 классов. За что родители старшеклассников, хорошо знакомые со всеми "прелестями" карантинного дистанционного образования и вынужденного семейного, искренне благодарны Послу России в Колумбии Николаю Тавдумадзе, директору школы Светлане Васильевой и МИД России.
- Пришлось подготовить много документов, чтобы получить лицензию на основную школу, - рассказывает Светлана Викторовна. - Теперь осталось оформить аккредитацию в Рособрнадзоре, чтобы выдавать девятиклассникам аттестаты об основном общем образовании. А пока два наши выпускника формально числятся в школе при посольстве в Аргентине.
К счастью, ехать в Аргентину сдавать ОГЭ ребятам не придется: наша школа - официальный пункт приема экзаменов.
Все посольские школы находятся в ведении отдела заграншкол Департамента кадров МИД России. Там подбирают педагогов, утверждают финансирование и закупают необходимые учебники.
- Работать в системе МИД довольно комфортно: программа и предметы те же, зато меньше бумажной работы, понятная отчетность, маленькие классы, фиксированная нагрузка. В остальном все как в российской школе, только масштаб поменьше, - рассказывает Светлана Викторовна.
До начала уроков... целых полчаса. Есть время умыться, позавтракать, собрать портфель... А потом - два лестничных пролета вниз, и ты уже в школе
До командировки в Колумбию она работала в одном из учебных комплексов города Златоуста.
Учитель по-соседству
Для завуча школы, учителя русского языка и литературы Светланы Торгашовой и ее мужа Николая, учителя химии и биологии из Энгельса, это уже вторая командировка. Прежде они четыре года работали в Тунисе.
- Все посольские школы похожи. В Тунисе так же: жилой дом, спортплощадка, школа на первом этаже, компактные классы. Удивило, что здесь совсем нет детей соотечественников, в тунисской школе их было много, - рассказывает завуч.
Из отличий - особые отношения в коллективе.
- Мы тут намного ближе друг с другом, все горести и радости - вместе. Как семья, - отмечает Светлана Торгашова.
В этой семье - и учителя со стажем, и супруги сотрудников посольства, которые только начали педагогическую карьеру. Приходится учить, подсказывать. А как иначе?
Кстати, проблемы, с которыми обращаются родители к руководству школы, те же, что и в России: почему поменяли расписание, хотим углубленно изучать предмет, не нравится, как педагог ставит оценки, почему объединили классы, хотим больше заданий, хотим меньше заданий... По-возможности стараются находить компромисс.
Папы-мамы тоже прекрасно понимают, другой школы и других учителей не будет. Мы же тут как на островке, который часть России, а вокруг - колумбийское "море".
Впрочем, дети нашли и в этом свои плюсы. Что-то не понял на уроке, не записал задание - всегда можно по-соседски постучаться учителю в дверь. Уж не знаю, рады ли такому соседству учителя...
Урок для "казаков-разбойников"
- А меня даже радует, что они вот так свободно прибегают, - словно читает мои мысли Светлана Торгашова. - Посольские дети более открытые, но и сосредоточенные. Родители сразу нацеливают их на серьезную учебу, планируют будущее.
Светлана Викторовна добавляет:
- Это только кажется, что в маленьком классе работать легче. У нас каждый ребенок - уникум, и попробуй найди к нему подход. Когда в классе 20-30 человек, всегда найдется тот, кто ответит. А когда один-два, бывает, задаешь вопрос, и повисает напряженная тишина... Зато точно знаешь, кто что усвоил и над чем еще надо поработать.
82 заграншколы МИДа учат российских детей по всему миру
А еще учителей приятно удивляет то, что никто здесь не отказывается от участия в школьных постановках и конкурсах. О наших праздниках, викторинах, неделях грамотности и чемпионатах по шахматам можно рассказывать долго. А школьные концерты и спектакли? Зрители-родители и поплачут, и посмеются, и искренне удивятся неожиданно раскрывшемуся таланту своего ребенка.
Вообще посольские дети очень дружны. И в пять лет, и в пятнадцать они вместе играют в вышибалы, "казаки-разбойники" и "Мафию". Здесь вряд ли будут дружить против кого-то, потому что их мир, ограниченный высоким забором вокруг жилдома, слишком мал и оттого бесценен. За калитку - только со взрослым. Есть спортивные секции и музыкальная школа, но там - языковой барьер.
- Зато тут родители больше времени проводят с детьми, стараются куда-то съездить в выходные. У всего своя цена, - замечает Светлана Торгашова.
Официально
Мир детей, ограниченный высоким забором посольской школы, слишком мал и оттого бесценен. Фото: Наталья Лебедева
Школьники за рубежом смогут в 2023 году получить документы об образовании на основании промежуточных экзаменов. Особенности сдачи итоговых экзаменов утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Решение касается проживающих за границей учеников школ при посольствах, а также тех, кто учится дистанционно или в формате семейного обучения. Если они не смогут пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА) из-за организационных сложностей, вызванных действиями недружественных иностранных государств, то получат документы об образовании на основе промежуточной аттестации, то есть по итогам четвертных оценок.
В 2023 году пункты проведения экзаменов будут организованы в 54 зарубежных странах.
Досье "РГ"
Школы при посольствах
При российских посольствах и других загранучреждениях МИД России работает 82 русские школы, сообщает сайт министерства. Причем 48 из них - средние, 10 - основные и 24 открыты для начальных классов.
В образовательных учреждениях учатся не только дети сотрудников посольств, но и юные соотечественники и иностранные граждане. Те ученики, кто обучался в других учебных заведениях или самостоятельно, также могут пройти итоговую аттестацию и получить документы об образовании российского государственного образца.
В МИД России разъяснили, что русскими школами за границей признаются специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИД России, которые ведут образовательную деятельность. Также русскими школами являются российские образовательные организации (их филиалы), созданные в соответствии с международными договорами РФ, и иностранные образовательные учреждения, которые работают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, когда обучение построено целиком или частично на русском языке.
Между тем, недружественные действия властей Латвии, Словакии, Чехии и Словении привели к закрытию школ в Риге, Братиславе, Праге и Любляне.
Где еще можно получить российское образование?
В 2022-2023 учебном году более 350 российских учителей из 49 регионов страны работают в семи странах ближнего и дальнего зарубежья: это Вьетнам, Киргизия, Монголия, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и Турция. Туда они отправились, чтобы преподавать в 200 школах стран - участниц гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом".
Он направлен на продвижение русского языка и российского образования в мире и реализуется минпросвещения России вместе с национальными министерствами образования стран-партнеров с 2017 года. Базовой площадкой проекта является знаменитый "Интердом" Е. Д. Стасовой".
Российские учителя, к примеру, работают в пяти новых школах Таджикистана, построенных Россией и работающих по российским программам. В одной из них в Душанбе мне удалось побывать. Конкурс туда не хуже, чем в московские престижные гимназии. Российская сторона здесь отвечала не только за качество стройки, но и за учебники, начинку классов и лабораторий, зарплаты учителям. Такие же суперсовременные учебные заведения открылись в Худжанде, Кулябе, Бохтаре и Турсунзаде.
С начала работы проекта "Российский учитель за рубежом" в 2019 году наши педагоги обучили свыше 10 тысяч ребят, получили благодарственные письма и многочисленные грамоты за вклад в развитие системы образования от российских и зарубежных властей.
Как стать "российским учителем за рубежом"?
Особенно востребованы преподаватели русского языка, математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, начальных классов. Кроме профессионализма, нужно иметь педагогический стаж работы в школе не менее трех лет, диплом, подтверждающий соответствие специальности, действующий загранпаспорт и отсутствие заболеваний, препятствующих работе за границей.
Российским учителям гарантируются: официальное трудоустройство согласно законам РФ; обеспечение нагрузкой не более 36 часов в неделю, из них 18 преподавательских часов; своевременная выплата зарплаты; предоставление жилого помещения на время работы в проекте; методическая поддержка; компенсация расходов на дорогу до места работы и обратно; предоставление полиса медицинского страхования для выезжающих за рубеж.
Для зачисления в кадровый резерв необходимо направить резюме, составленное в произвольной форме, а также копию диплома об образовании на электронный адрес teacher@edu.gov.ru или interdom.kadrovik@mail.ru.
Подготовила Елена Новоселова