Евразийский сетевой университет: успехи и перспективы

3 марта в Москве состоялся Форум Евразийского сетевого университета, на котором представители образовательной сферы стран ЕАЭС обсудили, каким образом эффективно наладить безбарьерные связи между вузами региона. На пленарном заседании участники отчитались о проделанной работе и выступили с рядом новых инициатив, направленных на взаимодействие бизнеса, общественных и культурных организаций, публичной власти и образовательных структур. О том, почему сетевая форма сотрудничества выгодна вузам и каких специалистов не хватает системе, — в материале InScience.News.На Евразийском экономическом форуме, прошедшем 26 мая 2022 года в Бишкеке, ректоры ведущих вузов стран ЕАЭС приняли решение создать собственную университетскую сеть, отвечающую запросам экономического пространства региона. Миссией нового Евразийского сетевого университета (ЕСУ) стало установление и поддержание связей между государствами в разных сферах общественной жизни. Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова и один из инициаторов проекта, обозначил основными задачами ЕСУ «выработку и контроль стандартов подготовки кадров, содействие интеграции образовательных систем, поддержку перспективных научно-исследовательских и инновационных проектов». Сегодня внутри ЕСУ уже 22 университета, также уже рассматриваются заявки на вступление еще от 4 вузов.На форуме Виктор Садовничий рассказал, что создание подобных объединений проходит в русле развития образовательных систем всех стран мира. Поэтому идея Евразийского сетевого университета давно озвучивалась, но официально закрепилась лишь в мае прошлого года. Тем не менее инициатива активно развивается. «В Европе и США для сотрудничества обычно выбирается форма университетских сетей. В нашем же случае большую популярность приобрели сетевые университеты», — отметил ректор МГУ. В качестве примеров подобных структур ученый привел Союз Средиземноморских университетов, Арктический университет, а также Университет ШОС, который появился по инициативе России в 2008 году и стал первой сетевой образовательной организацией, куда вошла наша страна. С тех пор с участием РФ был создан Сетевой университет БРИКС, нацеленный на проведение краткосрочных проектов, и Сетевой университет СНГ. Практика перечисленных объединений легла в основу разработки нормативных актов и структуры ЕСУ.По словам Виктора Садовничего, такая форма сотрудничества является весьма выгодной для вузов-участников, потому что развивает их инфраструктуру, привлекает инвестиции и при этом не ограничивает обязательными проектами и дает возможность принимать участие только в тех проектах, которые согласуются с внутренней стратегией университетов. Более того, именно ЕСУ является образовательным консорциумом, который будет обеспечивать академическую мобильность между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизстаном по общим правилам и выступать посредником между институциональными организациями ЕАЭС.Тем не менее на форуме отмечалось, что необходимо создать условия для ассоциированного членства в ЕСУ университетов государств, не входящих в Евразийский экономический союз, так как многие страны дальнего зарубежья, являющиеся нашими партнерами, проявляют интерес к объединению и хотят совместно развивать некоторые образовательные стратегии.Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Владимир Сипягин отметил на мероприятии, что именно «такие площадки позволяют находить самые актуальные решения», а хорошо налаженная международная академическая мобильность способствует «противодействию новым угрозам и встраиванию в контекст общемировых трендов».Министр интеграции и макроэкономики Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев говорил о безусловной пользе ЕСУ непосредственно для работы ЕАЭС, потому что именно на него можно будет возложить задачу подготовки квалифицированных кадров для системы. «Мы начали формирование образовательных программ с менеджмента, чтобы более конкретно готовить специалистов, разбирающихся в нормативно-правовых актах Евразийского союза, которые касаются самых разных сфер — от макроэкономического регулирования до норм ветеринарного надзора», — рассказал политик. Также экономист считает необходимым создать научный центр, который будет заниматься экспертизой и вопросом признания дипломов, выработкой стандартов и проверкой соответствия им образовательных программ. «Университеты очень разные, сделать это будет сложно. Но стоит сосредоточиться на том, чтобы уравновесить все сотрудничеством: в странах, где сильна гуманитарная сфера, — готовить гуманитариев, в странах, где развито техническое образование, — инженеров», — добавил Сергей Глазьев.Павел Шевцов, заместитель руководителя Россотрудничества, поделился на форуме возможностями финансирования ЕСУ. Он рассказал, что агентство уже выделило средства на бюджетные места в российских вузах для студентов из других стран ЕАЭС. «Если мы увидим, что есть активный интерес, мы готовы в оперативном режиме находить деньги и делать больше мест, особенно для магистров, но также финансировать и научную деятельность», — заявил Шевцов. Также он обозначил на встрече проблему нехватки рабочих специальностей и отсутствия сильного среднего профессионального образования: «Мы понимаем, какие специальности востребованы в ЕАЭС. Надо подумать, как на них учить и кто будет это делать». Финальную часть своего выступления Павел Шевцов посвятил необходимости развития русского языка и образовательных программ по обучению ему в странах Евразийского союза, потому что именно это поможет понимать друг друга специалистам из ЕАЭС.В конце пленарного заседания выступил Александр Троицкий, проректор Государственного университета управления, который взял на себя функции секретариата ЕСУ. Он рассказал, что сейчас на финальную стадию вышла разработка качественного сайта с информацией о всех возможностях и образовательных программах сетевого университета. Также активно ведется разработка критериев для экспертизы учебных пособий. «В каждом государстве ЕАЭС свои требования, поэтому у нас настоящая головоломка, как сделать единые требования для всех пяти стран и при этом сохранить национальные особенности», — отметил Александр Троицкий.В ближайших планах ЕСУ — обсудить создание совместной олимпиады школьников ЕАЭС, по которой можно будет без экзаменов поступать в вузы ЕСУ, разработать единые стандарты академической мобильности и правила зачисления в университеты, закрепить за объединением высокорейтинговый научный журнал и разработать положение об общих финансовых механизмах.

Евразийский сетевой университет: успехи и перспективы
© InScience