На пути к безграмотности
По данным Министерства просвещения, общее число школ в России сократилось до 40 тысяч. В них трудятся 1,06 млн учителей, но, по утверждениям профессионалов, для полноценного образования стране нужно на треть больше.
При этом ряды педагогов редеют в РФ высокими темпами. Еще в 2020 году тогдашний министр просвещения Ольга Васильева утверждала, что в школах работает около 1,5 млн учителей и не хватает еще «процентов десять». За три года много воды утекло, в стране и обществе произошли серьезные события, сменился и министр просвещения, но ситуация в педагогическом сообществе, судя по свежей статистике, неуклонно усугублялась.
Сегодня более-менее укомплектованы учителями начальные классы - по восемь педагогов в среднем на каждую школу. Хватает также преподавателей русского языка и литературы - их работает 125 тысяч. Еще относительно заполнены ставки учителей математики - их 96 тысяч, учителей истории - 65 тысяч. Но далее - провал: физику, химию, географию, информатику (не говоря уже про музыку) по всей России преподают от 20 до 30 тысяч специалистов. То есть менее чем по одному предметнику на школу!
Еще раз — это данные Минпросвещения. И на фоне этой картины глава ведомства Сергей Кравцов публично заявляет, что «в целом то, что мы видим по статистике, - максимальная укомплектованность кадрами». Возможно, у него какая-то другая статистика или подчиненные подсовывают ему умело выправленные благостные справки и победные рапорты?
«Кравцов с трудом представляет реальную картину с нехваткой учителей, поскольку многие из них совмещают должности, - предупреждает глава городского родительского комитета Санкт-Петербурга Михаил Богданов. - Вероятно, информатику преподают учителя математики. Это еще можно представить. Но как быть с физикой, химией, биологией, географией? Кто будет преподавать эти предметы? Тоже совмещать? Но тогда о качестве преподавания можно забыть».
Пугает информация, что половина учителей в школах России — это пенсионеры и предпенсионеры. Минпросвещения, правда, пытается подсластить пилюлю: мол, не половина, а всего 43%. Но даже и эти подправленные проценты свидетельствуют, что молодые выпускники педвузов все менее охотно идут в школу. Причины давно известны: скромные зарплаты и постоянно растущие нагрузки. Работа на 2-3 ставки и горы отчетности отталкивают молодежь от профессии. Поэтому сегодняшняя школа держится на пожилых педагогах, которым не выжить на одну пенсию.
А кто придет им на смену? Кто в ближайшие годы будет поднимать страну, организует технологический прорыв России и выход из кризиса? И не пора ли готовиться к ликвидации безграмотности?
Павел Максимов.
Фото: AdobeStock