Что изменилось после того, как на уроки запретили проносить телефоны
Прошло полгода, как ученикам в школах запретили проносить на занятия телефоны. Мобильник можно положить на хранение, например, в бокс при входе в класс. Но где-то находчивые школяры сдают "бабушкину нокию", а свой айфон умело прячут. А где-то учителя и не пытаются забирать мобильники у учеников. Почему система работает вполсилы, рассказывают собкоры "РГ".
- Мы с родительским комитетом договорились: купили в класс прозрачный контейнер с ячейками - ребята перед уроком туда свои "трубки" складывают, после звонка забирают, - рассказывает Кирилл Александрович, молодой учитель географии одной из красноярских школ. - Но у меня сейчас 5-й класс, они маленькие, и родители у них, к счастью, неконфликтные. А вот в прошлом году преподавал у девятиклассников. С ними бы такой номер точно не прошел. Там и родители позволяли себе постоянно звонить прямо во время урока.
Педагог рассказал, как двое подростков на задней парте однажды случайно включили гаджет на полную громкость - на весь класс раздались непристойные звуки (похоже, они смотрели порноролик), урок был сорван...
Но можно ли в таких случаях запретить проносить телефоны за порог школы в принципе?
Как объяснили в министерстве образования Красноярского края, правила на этот счет прописаны в выпущенных 1 января 2021 года рекомендациях Роспотребнадзора.
- Но если вчитаться в текст постановления, тотального запрета приносить телефоны в школу в нем нет, - пояснила пресс-секретарь регионального минобразования Надежда Квитковская. - Дети могут свободно пользоваться ими для связи с родителями или общения - это никак не регламентируется. В правилах речь идет о том, что мобильные не должны использоваться как средство для обучения. И если на уроке учитель хочет показать какие-то видеоматериалы, то он должен использовать компьютер, планшет, но не личные телефоны учеников.
При этом, как пояснили в министерстве, у каждой школы могут быть утверждены собственные локальные акты, где прописаны, к примеру, места хранения сотовых во время уроков.
Так, по словам замдиректора одной из екатеринбургских гимназий Лидии Александровны, в учебном заведении есть утвержденное положение, регламентирующее правила пользования средствами мобильной связи. Всех родителей знакомят с этим документом под подпись.
- Он составлен так, чтобы не были нарушены права детей и учителей. Мы не можем запретить телефоны. Но мы договорились, что после того, как ребенок заходит через пропускную систему на территорию гимназии, он должен отключить свой мобильный и убрать его в портфель. Я не имею права забрать эту вещь, потому что это собственность ребенка. Если вдруг возникает чрезвычайная ситуация и нужно позвонить - дети спрашивают разрешения, - говорит педагог.
Мобильник можно положить на хранение в бокс при входе в класс. Но находчивые школяры сдают «бабушкину нокию», а свой айфон умело прячут
При этом в городе есть учебные заведения, где запрещают пользоваться сенсорными устройствами - разрешены только кнопочные телефоны.
- Когда мы были в пятом классе, директор проходил на переменах по коридорам и отбирал мобильники у всех, кто в них играл, - рассказывает девятиклассник Сергей. - Он относил их в свой кабинет, а забрать можно было, только если напишешь обещание больше так не делать. Он и сейчас устраивает обходы, грозит пальцем, но телефоны теперь не забирает. А еще некоторые учителя собирают мобильные перед контрольной. Мы просто оставляем их на первой парте, а в конце урока берем обратно. Сам Сергей предпочитает держать телефон в портфеле выключенным.
Мобильники на уроках мешают, убеждены большинство родителей и учителей. Так, петербурженка Любовь Соколова, дочке которой скоро придется сдавать ЕГЭ, объяснила, почему она категорически против гаджетов на уроках.
- Да, учителя в нашей школе отбирают: 30 учеников - 30 телефонов в коробке. Но особо шустрые ребята проносят вторые телефоны. И что в результате? Получили высокий балл на "пробнике" - сами довольны, учителя и родители довольны. Они же не знают, что ребенок залезал в интернет, а на реальном экзамене оценки "едут", - поясняет она. - Аналогичная проблема с олимпиадами. На них некоторые умудряются пользоваться телефоном, в результате показывают отличные результаты, за которые их продвигают на районный уровень. И там вчерашний победитель школы может показать никуда не годный результат, потому что предмета толком не знает.
Конечно, главным аргументом в пользу мобильных в школе остается безопасность детей. Родители сходят с ума, когда ребенок не на связи. Но все сходятся в одном: гаджет нужен для родительского контроля, но во время уроков он лишний.
- Дело не столько в гаджетах - работать нужно над культурой пользования ими, вот что самое важное, - говорит замдиректора екатеринбургской гимназии Лидия Александровна. - На мой взгляд, все зависит от позиции учителя. Любого ребенка можно убедить, и личный пример тут особенно ценен. Дети в классе видят, что во время урока мой телефон лежит отключенным. И, если бывают моменты, когда я жду важного звонка, я приношу ребятам извинение. Дети понимают, что к ним относятся с уважением и по-взрослому, и никто на моих уроках не пользуется телефоном, хотя мобильник у каждого в портфеле.
Комментарий
Алексей Тихомиров, IT-специалист, отец троих детей:
- Для того, чтобы решить эту проблему, вовсе не обязательно забирать у детей телефоны, есть чисто технологические методы. Можно разработать специальное приложение и установить его всем детям на мобильники. Оно будет демонстрировать материал, необходимый для урока, который дает учитель, и при этом автоматически блокировать весь другой контент. Можно продумать, как будут поступать срочные звонки от родителей. В любом случае всегда есть возможность связаться с ними на перемене.
Подготовила Елена Мационг