Нейронауки и образование: как рынок новых образовательных технологий развивается в России
Нейрообразование, то есть использование знаний о мозге в образовательном процессе, стало трендом последних лет. Аналитики инфраструктурного центра «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ и МФТИ при поддержке Национальной технологической инициативы и профильных организаций исследовали, как эта сфера развивается в России. Посетитель с VR-тренажером для специалистов по безопасности на стенде ООО «ФОРСИТЕК» на международной выставке «Интерполитех-2022» в Москве. Илья Питалев / РИА Новости Что такое нейрообразование К нейронаукам относятся исследования механизмов памяти, усвоения знаний, обучения и других процессов, связанных с работой человеческого мозга. На базе этого направления сформировалось и нейрообразование — междисциплинарный подход, который предлагает использовать достижения науки в образовательном процессе. Мировой рынок нейрообразования в 2021 году оценивался в $21 млрд, а доля российского сегмента составила около 0,2% — 3,2 млрд рублей. Цель нейрообразования — оптимизировать образовательный процесс, сделать его более эффективным и инклюзивным. В нейрообразовании сейчас используют разные технологии и подходы. Эксперты условно разделили их на несколько больших категорий. Онлайн-образование. В дистанционном обучении нейротехнологии применяются, чтобы оптимизировать образовательный процесс и помочь учащимся лучше усваивать материал даже без личного контакта с преподавателем. EdTech (образовательные технологии). К этому направлению относятся разные технологии, от формата микрообучения до интерактивных досок. Носимые устройства для контроля и улучшения концентрации. Специальные устройства, которые отслеживают концентрацию и вовлеченность человека — их использование помогает подстраивать процесс обучения персонально под студентов. Расширенная реальность. Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR) сейчас применяются в разных сферах (например, в строительстве), но в образовании помогают обучающимся лучше усваивать дисциплины, где нужна точная визуализация, например анатомию. Нейропротекторы. Категория лекарственных веществ, которая применяется для защиты клеток мозга от повреждающих воздействий и улучшения их работы. Нейропротекторы помогают лучше концентрировать внимание, например людям с СДВГ. Образовательные ПО и приложения. В основном такие технологии направлены на персонализированное обучение, а еще нередко они позволяют людям самостоятельно изучать новые темы, например иностранные языки. Применение игр. Геймификация образования — один из трендов последних лет. Считается, что игровой формат помогает проще усваивать новую информацию, причем не только детям. Интерфейсы «мозг-компьютер» (BCI). Такие устройства применяются для передачи информации между мозгом и электронным носителем. Они позволяют взаимодействовать человеку и компьютеру без прямой имплантации устройства (например, электроды размещаются на коже головы). Эта технология пока не стала массовой, но разработчики возлагают на нее надежды. Онлайн-тренажеры для мозга. Сайты и приложения, которые разработаны так, чтобы максимально задействовать определенные мыслительные функции. Благодаря этому люди любого возраста могут повысить обучаемость, увеличить скорость мышления и личную продуктивность. Нейрообразование в России Мировой рынок нейрообразования развивается быстро: на это влияет и высокий спрос на качественное образование, и то, что многие новые технологии становятся все более доступными. Но темпы развития российского сегмента сейчас отстают от международных. В России первое место по объему занимает направление EdTech (56 млрд рублей на 2021 год), второе — онлайн-образование (45 млрд рублей), следом идут различные VR-технологии, носимые устройства для улучшения концентрации и образовательные школьные технологии. Единого реестра компаний, которые занимаются разработкой нейрорешений в образовательной сфере, сейчас не существует. Однако эксперты отмечают, что на российском рынке таких компаний порядка нескольких сотен. При этом большое число проектов в этой сфере — это резиденты Сколково и участники НТИ. Аналитики назвали несколько компаний, которые сегодня занимают самую большую долю рынка и при этом интегрируют нейротехнологии в своих продукты. Это онлайн-платформа дополнительного образования «Нетология» (30% рынка), образовательный проект для дошкольников «СтендАп Инновации» (9%), сервис обучения иностранным языкам «Паззл Инглиш» (7%). Также на нейрообразовательном рынке эксперты выделяют BiTronics Lab, который производит образовательное оборудование для школьников и студентов в разных областях (биология, инженерия, нейротехнологии), и компанию Neurobotics — реализует оборудование для научных исследований в области нейронаук и производит, например, те самые интерфейсы «мозг-компьютер». Эти компании, а вместе с ними «Викиум», «Роботрек» и другие проекты, пока занимают не такую большую долю рынка, как онлайн-образовательная «Нетология», но при этом они предлагают индустрии новые решения и технологии, в которых эксперты видят потенциал. Как эта сфера развивается Эксперты проанализировали основные барьеры для развития российской индустрии нейрообразования. Многие перечисленные технологии, которые применяются в этой сфере, сейчас недостаточно зрелые для массового внедрения — особенно это касается сегмента нейрокомпьютерных интерфейсов. Процесс развития замедляет и стоимость оборудования — например, для использования AR- или VR-реальностей в обучении нужны специальные гарнитуры, которые на данном этапе стоят слишком дорого. Стоит сказать и о физических ограничениях: некоторые пользователи просто плохо переносят погружение в такую дополненную реальность, чувствуют дезориентацию и тошноту. Но, пожалуй, главный барьер российского рынка — недостаток квалифицированных кадров (разработчиков, IT-специалистов, методистов). Также на развитии нейрообразования сказывается недостаток инвестиций. Ожидается, что эти две проблемы в ближайшее время будут только усиливаться на фоне санкций и нестабильной экономической ситуации. Однако при всех видимых сложностях, у российского рынка большой потенциал. Эксперты отмечают, что в стране растет спрос на новые специальности в университетах, сами вузы проявляют интерес к нейротехнологиям, а пользователи чаще обращаются к сервисам дополнительного образования. Поэтому стоит ждать, что в ближайшие несколько лет эта индустрия будет развиваться, а инструменты нейрообразования станут более массовыми.