Научные исследования доказали, что школьный театр является лучшим средством обучения и воспитания подростков
Ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) выяснили, что школьный театр может быть эффективным инструментом обучения и воспитания учащихся подросткового возраста. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты исследования, опубликованные в журнале «Психологическая наука и образование».
Мы привыкли к тому, что школьный театр обычно действует следующим образом: педагог сам определяет произведение, готовит сценарий, а ученики задействованы исключительно в качестве актеров. В рамках проекта «Мультимедиа-театр» была создана новая технология организации театра в стенах школы. Уникальность подхода в том, что здесь дети вовлекаются во все процессы создания театральной постановки: от концепции и идеи до выхода спектакля. Ученики пишут сценарий, ведут подбор актеров, мастерят декорации, прорабатывают звуковое и световое оформление и спецэффекты.
«В нашем театре подростки – это не просто актеры, получившие роли. Они и создатели постановки, и авторы сценария, и актеры, и режиссеры, специалисты по свету, а педагоги – лишь соучастники удивительного процесса», – рассказала Ольга Рубцова, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ.
В ходе эксперимента, проводившегося на базе Старогородковской школы Московской области, ученые разработали и апробировали уникальную программу занятий театральной деятельностью. В проекте приняли участие школьники в возрасте 13—14 лет.
«Во время исследования экспериментаторы увидели, что подростки, участвовавшие в проекте, разительно менялись. Дети демонстрировали улучшение различных объективных показателей, связанных, с вовлеченностью в учебный процесс, с уровнем учебной мотивации», — прокомментировала Рубцова. У школьников отмечалось улучшение личностных образовательных результатов, развитие умений применять знания и навыки в одной или в нескольких предметных областях, а также в жизненных ситуациях. Также ученые зафиксировали положительные изменения в групповой динамике — в труппе сглаживались конфликты, исчез буллинг. Все эти изменения были сразу отмечены окружающими — учителями, психологами и конечно родителями.
Практическая значимость проекта МГППУ, по словам ученых, связана с двумя аспектами. Во-первых, разработанная технология позволит теперь педагогам эффективнее решать актуальные задачи подросткового возраста, создавая посредством театра условия для различных видов экспериментирования, в том числе ролевого характера. Во-вторых, предложенный подход – это объединение дополнительного и основного образования.