Знамя Сергея Чупринина
Как рассказал о себе Сергей Чупринин в автобиографии , размещенной на сайте "Знамени": "Родился 29 ноября 1947 года в лагерном лазарете близ древнего городка Вельск Архангельской области. Здесь же, в деревне Усть-Шоноша, пошел в школу, отчего считаю себя до некоторой степени северянином. И до некоторой степени южанином, поскольку родители были отпущены с поселения на родной Дон, и школу я заканчивал уже в степном поселке Тацинском. Затем - филологический факультет Ростовского университета, сладкие часы в спецхране научной библиотеки, литстудия, редактирование студенческого, тиражом аж в десять машинописных экземпляров, журнала "Одуванчик", полгода службы в районной газете и полтора – в областной молодежке. Тут и начало авторской биографии: первые рецензии в журналах "Дон", "Новый мир" (еще при А. Твардовском), "Юность", "Дружба народов", всероссийские семинары молодых критиков – все то, что не могло не продолжиться очной аспирантурой в отделе русской классики Института мировой литературы АН СССР и растянувшимся на тринадцать лет обозревательством в "Литературной газете". Писал о классике (вступительный реферат в аспирантуру был посвящен теме "Жан-Жак Руссо и Лев Толстой как критики культуры", кандидатская диссертация исследовала натурализм в русской литературе 1870-1900-х годов), составил собрания сочинений П. Боборыкина и А. Куприна, сборники избранных произведений Н. Успенского, В. Дорошевича, Н. Гумилева, прозы начала ХХ века. Но чаще и охотнее говорил о литературе современной, время от времени собирая из газетных и журнальных статей книги "Твой современник", "Крупным планом", "Чему стихи нас учат", "Прямая речь", "Критика – это критики", "Настающее настоящее", "Ситуация", "Перемена участи", "Признательные показания" (конец цитаты). В "нулевые" годы нового тысячелетия Сергей Чупринин выступил автором-составителем ряда справочно-энциклопедических изданий о русской литературе, сведя в них имена не только безусловных классиков, но и молодых и дерзких современников, что вызывало подчас и критические отзывы. "Критика на критику" – особый, можно сказать, эксклюзивный литературный жанр, и в нем Сергей Иванович также блестяще проявил свой талант (взять хотя бы книгу "Критика – это критики", выдержавшую два переиздания – в 1988 и в 2015 году). И еще необходимо добавить, что юбиляр с начала этого века ведет семинар поэзии в Литинституте (до 2005 года это был совместный семинар с безвременно ушедшим поэтом Татьяной Бек). В 2010 годы Сергей Чупринин обратился к написанию литературно-мемуарной прозы. На сегодня им создано две масштабных панорамы литературы советской и современной эпохи: "Вот жизнь моя. Фейсбучный роман" (М.: Рипол-Классик, 2015) и "Оттепель: События. Март 1953 - август 1968 года" (М.: Новое литературное обозрение, 2020). Участники и деятели этих книг – фигуры из литературного процесса, большинство из них были лично знакомы с мемуаристом. Сергей Чупринин удостоен целого ряда литературных и государственных наград. В числе первых –премии "Литературной газеты" еще советской поры, премия Союза писателей СССР, премия им. А. Блока, Царскосельская художественная премия, международная премия "Писатель XXI века", премия "Просветитель" в номинации "Гуманитарные науки" и др. В числе вторых – орден "Знак Почёта" 1984 года и Орден Почёта 2008 года и— Премия Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации 2021 года. Последняя награда присуждена с формулировкой "За сохранение лучших традиций литературно-художественных журналов и активную работу по поиску и популяризации молодых талантливых авторов". Сергей Чупринин в Арт-галерее "Знамени". Фото: znamlit.ru/gallery Кстати, журнал "Знамя" не ограничивается популяризацией только литературных имен. Уже 20 лет действует арт-проект "Галерея Знамени", авторами концепции которого выступили Сергей Чупринин и Ольга Всесвятская. Как указано на сайте, после переезда редакции в дом на углу Большой Садовой и Малой Бронной улиц родилась идея освоить новое пространство таким образом, чтобы оно превратилось в постоянное место встреч писателей с художниками, скульпторами и т.д. Вернисажи в редакции устраивались с весны 2002 года. По следам многих из них писали репортажи или эссе видные писатели. Так, о выставке 2012 года "Дума о советском фарфоре" Льва Симкина и Анатолия Степаненко написал Денис Драгунский. Его материал назывался ""Веселое фарфоровое снятие, или Мир понарошку", и в нем были такие слова: "О, бывшие советские люди! Не смейтесь над фарфоровыми статуэтками, берегите их, любуйтесь ими, ибо они и суть овеществленное бессмертие вашей — нашей! — ушедшей эпохи. Другого бессмертия у Бога для нас не оказалось". Денис Драгунский. Фото: znamlit.ru/gallery "Литературная газета" сегодня, 30 ноября, посвятила Сергею Чупринину статью Максима Замшева "Обновление – это движение". Её автор говорит не только о просветительской, публикаторской деятельности Сергея Ивановича, о его "открытиях" молодых авторов на посту главного редактора журнала – но и о самом важном, наверное, для писателя качестве: "Его тексты читать невероятно интересно".