Преподавание в EdTech-платформах: как найти свой профессиональный путь в современном образовании

Онлайн-образование становится все более востребованным и доступным. По данным исследования Нетологии и Data Insight, в 2021 году траты взрослых россиян от 18 до 64 лет на дополнительное профессиональное образование впервые превысили затраты на очное обучение по этому направлению и составили 226 млрд рублей. Растет не только число пользователей, но и количество курсов и разнообразие специальностей, а вместе с ними и спрос на преподавателей-практиков из самых разных индустрий.

EdTech-платформы, которые раньше готовили только SMM-менеджеров, интернет-маркетологов и дизайнеров, сегодня обучают HR-менеджеров, социологов, журналистов и даже юристов, работающих в IT. Как начать путь преподавателя в EdTech, рассказываем вместе с руководителем отдела по работе с экспертами в Нетологии Еленой Куликовой.

Елена Куликова

Руководитель отдела по работе с экспертами в Нетологии

От тренера до автора курса: кем можно стать в EdTech?

В современном образовательном процессе студента сопровождают на каждом этапе обучения, поэтому в онлайн-образовании множество преподавательских ролей. Все зависит от того, какой формат взаимодействия ближе эксперту и сколько времени он готов посвятить этому делу. В EdTech есть:

Тренеры — эксперты, которые проверяют домашние задания студентов после каждого занятия. Как правило, к каждому курсу подключают от 3 до 7 проверяющих, чтобы распределять нагрузку между преподавателями и не выбиваться из дедлайнов учебного процесса. Чтобы стать тренером, кандидату необходимо не менее двух лет опыта работы по специальности, а для курсов уровня «профи» еще больше. После того как новый эксперт пройдет онбординг, первые 10 проверенных им работ просматривают менеджеры по работе с экспертами и руководители направлений, чтобы оценить качество обратной связи с профессиональной точки зрения и подсказать, чего не хватает.

«В самом начале, когда люди приходят в профессию, важно не просто их научить, но и поддержать, дать ответы на вопросы, которые могут показаться им глупыми или неуместным. Это такая „дружба“, когда преподаватель делится максимумом своих знаний со студентами. Как проверяющий я даю советы студентам по поводу их домашних заданий, подсказываю, как улучшить работу, на что обратить внимание уже на дипломе».

Вячеслав Жданов, арт-директор агентства «Сова» и эксперт на курсе «Бренд-дизайн» в Нетологии

Лекторы — эксперты, которые читают теоретический материал, проводят воркшопы и вебинары для разбора домашних заданий. Для этой роли очень важен навык публичных выступлений, умение четко и ясно формулировать мысли, приводить доступные примеры и аналогии, соблюдать последовательность повествования. Чтобы стать лектором, эксперту нужен опыт работы по специальности от 3 лет. Если у специалиста есть опыт менторства, преподавания или докладов на профильных конференциях, это даст ему преимущество.

«В те редкие недели, когда нет ни одной лекции по вечерам, я начинаю скучать. Скучаю без драйва, который получаешь во время ведения вебинаров. Теперь, когда я делаю какую-то задачу на работе, сразу думаю о том, что нужно сделать ее так, чтобы потом можно было рассказать о ней ученикам. Внутри появляется критик, который оценивает тебя со стороны: чему ты можешь научиться сама, чему ты можешь научить своих сотрудников и чему это может научить студентов».

Регина Гатауллина, product manager и руководитель направления клиентской аналитики «Леруа Мерлен», эксперт на курсах «Системный аналитик», Data Scientist и «Управление цифровым маркетингом» в Нетологии

Авторы курсов — эксперты, которые разрабатывают контент курса или модуля вместе с продюсером и методистом курса. Они глубоко погружены в тематику и знают множество практических инструментов, применяемых в профессии. Авторы описывают основную концепцию и выстраивают структуру обучения так, чтобы студенты приобретали все компетенции, необходимые для трудоустройства. Для этой работы подходят специалисты уровня Senior или Team Lead.

«Я автор модуля по внедрению системы стратегического управления. Адаптировала тему для будущих менеджеров бизнес-процессов, чтобы они понимали, откуда у компании появляется видение, как можно управлять предприятием через призму своих стратегических целей, как стратегию заземлять на операционную деятельность, над какими именно бизнес-процессами сегодня надо работать. По сути, я рассказываю студентам о том, чем сама занимаюсь каждый день».

Мария Томозова, бизнес-партнер по стратегическому развитию компаний (SD BP), член совета директоров «ESG-Декарбоника» и эксперт курса «Менеджер бизнес-процессов» в Нетологии

Методисты помогают разрабатывать контент. В отличие от автора, который описывает основные концепты и задает рамку образовательной программы, методист разрабатывает конкретные занятия, создает презентации, готовит задания и тесты. Такой эксперт должен хорошо разбираться в узких темах специальности или прикладных инструментах для работы. Он может разрабатывать как одно, так и сразу несколько занятий, все зависит от его компетенций.

«Я отвечаю за то, чтобы учебные материалы всегда оставались актуальными, слежу за изменениями в индустрии и вношу обновления в презентации и задания для студентов. Кроме того, если у студентов возникают какие-то проблемы или вопросы по ходу обучения на курсе, одна из моих обязанностей — им помочь».

Артем Мостяев, Android-разработчик в Chess King, эксперт курса «Android-разработчик с нуля»

Дипломные руководители дают обратную связь по проектам, которые студенты должны презентовать по окончании модуля или программы. Чаще всего это эксперты на позициях Middle+. Требования к дипломным руководителям строже, чем к тренерам, они должны владеть большим набором инструментов, поскольку итоговая работа студента — масштабный проект, в котором закрепляются знания, приобретенные в течение всей программы.

«Мне довелось несколько раз быть членом дипломной комиссии. У нас на курсе есть традиция, когда все эксперты собираются на итоговой онлайн-встрече и дают обратную связь каждому выпускнику. Несмотря на то что за проверку работ отвечает один дипломный руководитель, студентам приятно получить отзыв от каждого преподавателя. У нас разный опыт, и каждый может посмотреть на финальный проект под своим углом. Это очень полезно для выпускников».

Екатерина Разина, свадебный фотограф-фрилансер и эксперт курса «Фотограф» в Нетологии

Эксперт может сосредоточиться на одной роли или выбрать сразу несколько. Чаще всего специалисты уровня Middle и Middle+ выбирают более плавное погружение в преподавание, особенно если раньше у них не было такого опыта. Например, они могут начать с роли тренера.

«Я преподаю в Нетологии уже 2 года, начинал как тренер, проверял домашние задания студентов и давал комментарии к их работам. Позже, когда я освоился, решил попробовать себя и в качестве лектора. Первое время было непросто, но обратная связь от студентов, когда ты видишь, что они понимают материал, дарит бесценное ощущение, что вы на одной волне».

Артем Мостяев, Android-разработчик в Chess King, эксперт курса «Android-разработчик с нуля»

Более продвинутые специалисты, например уровня Senior или Team Lead, предпочитают лекторство и разработку учебных программ.

«Я уверена, что ключ к успеху бизнеса — команда и компетенции управленцев, поэтому преподавание для меня стало логичным продолжением карьерной траектории, я всегда искала возможность элегантно и качественно внедрять изменения в систему управления. Мне интересно рассказывать на лекциях и воркшопах, как можно круто повысить эффективность, применять передовые инструменты, которыми в России пока мало кто пользовался. Мне очень важно чувствовать свою причастность к результату, поэтому я совмещаю управление с преподаванием, это захватывает и вдохновляет».

Мария Томозова, бизнес-партнер по стратегическому развитию компаний (SD BP), член совета директоров «ESG-Декарбоника» и эксперт курса «Менеджер бизнес-процессов» в Нетологии

Полное погружение и неполная занятость

Большинство платформ помогают преподавателям освоиться, прежде чем отправить «в бой». Например, в Нетологии один из этапов онбординга для новых преподавателей — «Школа экспертов», где специалистов учат упаковывать свои знания в лекции, применять принципы педагогического дизайна и располагать к себе учеников. Занятия в школе бесплатные, поэтому пройти их может любой, кто хочет преподавать, но не уверен в своих педагогических способностях.

Параллельно с погружением в особенности преподавания эксперту предлагают выбрать нагрузку и юридически оформить финансовые отношения. Чаще всего платформы устанавливают месячную зарплату и договариваются о конкретном объеме работы. В Нетологии нагрузка гибкая, а экспертам платят за каждую отдельную задачу, будь то проведенная лекция или проверенная практическая работа студента. Расписание для преподавателей разрабатывается индивидуально, а количество рабочих часов зависит от их загруженности профессиональной деятельностью и личного графика.

«Сейчас преподавание занимает 60–70% моего времени. Я еще веду занятия в Международной школе профессий в Брянске. Остальные 30–40% отвожу под свадебные съемки. Но на самом деле преподавание вполне можно совмещать с основной работой. Начинающие эксперты будут тратить на это не больше 30% времени. При этом в Нетологии команда общается с экспертами довольно гибко. Изначально я обозначила приоритетные для меня дни проведения занятий, и расписание подстроили под меня. Кроме того, занятия проходят вечером, как правило, после рабочего дня — это удобно и для слушателей, и для экспертов».

Екатерина Разина, свадебный фотограф-фрилансер и эксперт курса «Фотограф» в Нетологии

Зачем же специалистам идти преподавать?

Некоторые чувствуют необходимость в том, чтобы делиться знаниями, а кого-то заряжают энергией и вдохновляют выступления перед большой аудиторией. Мотивы могут быть самые разные, например, в Нетологии преподавателям помогают развить навыки менторства и прокачать софт-скиллы, экспертам доступно участие в образовательных мероприятиях и TED-встречах с коллегами, возможность развить личный бренд и стать частью большого образовательного комьюнити, а после полугода сотрудничества — бесплатное обучение на платформе. В любом случае преподавание — полезная практика, чтобы:

Получить опыт публичных выступлений. Умение разложить знания по полочкам и донести их в понятной форме пригодится почти во всех сферах жизни — от воспитания детей до презентации нового продукта перед заказчиком. Регулярные онлайн-лекции учат справляться с волнением перед аудиторией, помогают повысить уверенность в себе, понять принципы управления вниманием зрителей, выработать оптимальную скорость речи и интонацию.

«Для меня преподавание — это возможность поделиться опытом, своим подходом в работе и показать новичкам сферу изнутри. Конечно, стать экспертом было вызовом, проверкой на внутреннюю экспертизу, могу ли я выступать публично и не заикаться, не сбиваться при каждом волнении, могу ли правильно донести свою мысль и будут ли мои лекции действительно полезными».

Вячеслав Жданов, арт-директор агентства «Сова» и эксперт на курсе «Бренд-дизайн» в Нетологии

«Я научилась просто объяснять сложные вещи. Я управленец, бизнес-партнер по стратегическому развитию и даже в рабочей деятельности теперь говорю коллегам: „Мы делаем стратегию не для того, чтобы нам всем было сложнее, а наоборот, чтобы нам стало легче“. Такой подход, когда мы показываем, что сложные вещи могут быть понятными, вовлекает аудиторию».

Мария Томозова, бизнес-партнер по стратегическому развитию компаний (SD BP), член совета директоров «ESG-Декарбоника» и эксперт курса «Менеджер бизнес-процессов» в Нетологии

Найти перспективные кадры. На образовательных платформах преподаватель взаимодействует с сотнями студентов, часть из которых ищет работу. Это не только возможность нанять хороших специалистов, которые только что получили актуальные знания и практические навыки, но и шанс внести вклад в развитие всего рынка, обучив соискателей под свои требования, чтобы быть уверенным в их компетенциях.

«Первое время во мне вызывало профессиональный снобизм то, что ребята без базового ИТ-образования пытаются ворваться в сферу и конкурировать с теми, у кого уже есть большой опыт работы и высшее образование по специальности. Но позже я осознала, что у меня есть возможность сделать так, чтобы эти люди получили хорошие и нужные знания от меня. Это мой вклад в растущее комьюнити».

Регина Гатауллина, product manager и руководитель направления клиентской аналитики «Леруа Мерлен», эксперт на курсах «Системный аналитик», Data Scientist и «Управление цифровым маркетингом» в Нетологии

Развивать свой бренд и демонстрировать новый статус. Преподаватель — важный этап для специалистов, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице. Статус эксперта придает дополнительный вес в глазах коллег и заказчиков. Грамотно используя свою публичность и выстраивая личный бренд, преподаватель-практик может получать топовые предложения о работе на рынке.

Систематизировать знания. Преподавание помогает уложить собственные знания в стройную систему, что делает эксперта более продвинутым специалистом. А еще неожиданные вопросы студентов могут заставить посмотреть на уже известные вещи под новым углом.

«На курсе ты рассказываешь базу, которую обычно в профессии пропускаешь, ведь тебе кажется, что и так понятно, как все работает. Но когда начинаешь доносить информацию до студентов, нужно проговорить, как это устроено, с самого начала. Поэтому благодаря лекциям я сам лучше разобрался в основах. Темы, по которым я преподаю, полностью совпадают с моей профессиональной деятельностью, и теперь я, видя код на работе, могу замечать мелочи, на которые раньше не обращал внимания. То есть я значительно укрепил свой фундамент знаний».

Артем Мостяев, Android-разработчик в Chess King, эксперт курса «Android-разработчик с нуля»

Получить прививку от выгорания. Работа в IT хоть и звучит заманчиво, но, как и любая другая, со временем приедается, задачи повторяются, а процессы становятся рутиной. Общение со студентами помогает разорвать этот замкнутый круг, посмотреть на собственные проекты под новым углом или просто отвлечься, занявшись новым делом.

«Для меня преподавание — это всегда возможность узнать что-то новое, чтобы квалифицированно передать слушателям. Попробовать новые жанры, сегменты съемки, поэкспериментировать и не костенеть в рамках свадебной или рекламной фотографии. В процессе взаимодействия со студентами мы часто приходим к каким-то инсайтам и открытиям, к которым фотографа редко может привести его основная работа».

Екатерина Разина, свадебный фотограф-фрилансер и эксперт курса «Фотограф» в Нетологии

Что делать, чтобы устроиться экспертом онлайн-платформы?

Для преподавания в EdTech-проекты ищут DevOps-инженеров, разработчиков игр на Unity, SQL-специалистов, мобильных разработчиков на iOS, дата-инженеров и многих других. Кроме технических специалистов, онлайн-платформам нужны эксперты среди менеджеров, например по работе с маркетплейсами, и бухгалтеры.

Часто образовательные проекты готовы рассматривать резюме экспертов, даже если не испытывают острой нехватки кадров. А опытных и востребованных профессионалов в EdTech нередко хантят самостоятельно.

Если вы всерьез задумались над тем, чтобы стать преподавателем в EdTech, начните поиск с изучения сайтов образовательных платформ: у многих есть специальные разделы с вакансиями. Кроме того, найти посты о поиске эксперта можно в тематических телеграм-каналах, например «Мое образование» или «Вакансии в образовании». Самый действенный способ устроиться в Нетологию — оставить заявку на лендинге для экспертов и в течение нескольких дней ждать сообщения от менеджера платформы.

Если после отклика окажется, что подходящей занятости для кандидата на данный момент нет, то его отправляют в резерв. Если есть — знакомят с основной информацией об образовательной платформе: возможными типами сотрудничества, форматами преподавания и подробностями про оплату услуг.

Часто кандидатам отправляют тестовое задание, содержание которого зависит от того, на какое направление и роль претендует соискатель. Например, тренеру могут выслать реальный пример домашнего задания студента и попросить дать конструктивную обратную связь по нему. А лекторам зададут предметные вопросы и попросят записать пробную лекцию на 10–15 минут, чтобы посмотреть, насколько доступно кандидат объясняет сложные понятия и какие примеры и аналогии приводит.

Если результат тестового задания положительный, специалиста приглашают на интервью с менеджером по поиску экспертов, а иногда и продюсером курса. Цель диалога — соотнести ожидания друг друга на старте, подробнее рассказать о возможностях кандидата, а также узнать про его опыт и ответить на интересующие вопросы.

Перед началом работы лекторам проводят тестовые вебинары, в роли студентов на них выступают менеджеры по работе с экспертами и методисты направлений, которые помогают скорректировать выступление. Каждому эксперту (независимо от роли, которую он выбрал) после подключения к курсу и первых шагов в преподавании дают подробную обратную связь. Если у специалиста есть трудности и вопросы, ему предлагают помощь в развитии преподавательских компетенций.

Работа экспертом в EdTech потребует от специалиста ответственного подхода и серьезного вовлечения в процесс. Самое главное, чтобы человеку было интересно делиться знаниями и помогать новичкам в профессии: тогда он точно станет хорошим преподавателем. А все необходимые навыки вроде составления сценариев лекций, принципов педагогического дизайна, взаимодействия со студентами поможет обрести платформа, которая заботится о качестве преподавания. Поэтому прежде всего постарайтесь разобраться с собственной мотивацией и, если у вас действительно лежит душа к этой деятельности, действуйте.