Социальное побеждает экологическое: как российский бизнес пересматривает ESG-повестку
Social-компонента ESG: зачем она нужна ESG – это принципы, на которые опирается бизнес, когда разрабатывает стратегии устойчивого развития. Environmental – ответственное отношение к окружающей среде. Social – социальная ответственность перед работниками и жителями регионов присутствия. Governance – грамотное корпоративное управление. У тех, кто не погружен в тему ESG, многосоставный термин ассоциируется с экологией и климатом. И это можно считать справедливым, ведь при обсуждении ESG эксперты уделяют большее внимание именно экологической составляющей. Однако с недавнего времени упор стали делать на социальный компонент. Хорошо эта тенденция заметна в России, особенно она усилилась в этом году. Самые разные участники рынка – от металлургических корпораций до телекома – отмечают, что вкладываться в первую очередь стремятся именно в социальное направление. При этом развивать social-составляющую компании готовы не только у себя: бизнес заявляет о готовности помочь и тем, кто ESG-проекты по разным причинам пока потянуть не может. «Действительно, сейчас на первый план у бизнеса выходит климат, но мы говорим о так называемом климате внутри коллектива. А если шире – о благополучии человека, его физическом и психологическом здоровье. При этом, конечно, крупные корпорации, их корпоративные, социальные и другие подобные проекты в каком-то смысле являются примером для среднего и малого бизнеса. Более того, эти процессы определяют отношения людей внутри нашего периметра и на рынке труда на многие годы вперед. У социальной компоненты большое будущее, и через несколько лет она точно станет доминирующей среди других ESG-направлений», – уверена Наталья Альбрехт. Значимость социальной направленности бизнеса показала пандемия коронавируса, добавляет Наталья Альбрехт. Тогда крупные корпорации запускали программы поддержки сотрудников, закупали медикаменты, оборудование и средства индивидуальной защиты для врачей в регионах присутствия. Причем старт системной поддержки регионального здравоохранения со стороны частного бизнеса дал по сути предприниматель и общественный деятель Олег Дерипаска. Именно он первым высказался о необходимости поддержки региональной медицины в городах, удаленных от крупных центров и испытывающих острый дефицит квалифицированной помощи. В 2020–2021 годах РУСАЛ построил семь медицинских центров на территории России. Через центры помощи в небольших городах Хакасии, Иркутской, Свердловской областей и Красноярского края прошли десятки тысяч человек – не только сотрудники компании, но и жители регионов. Ответственность бизнеса в эпоху санкций: есть ли в этом смысл Сегодня российские корпорации столкнулись с суровыми экономическими вызовами и санкционным давлением. Некоторые эксперты и вовсе полагают, что экономика находится в кризисном состоянии. При этом, как отмечала ранее директор по устойчивому развитию РУСАЛа Ирина Бахтина, компании – порядка 80 % бизнес-структур – пока не спешат полностью отказываться от принципов-ESG, на следование которым, безусловно, требуются огромные ресурсы. Вероятно, корпорации будут пересматривать взятые на себя обязательства. Однако принципов, особенно социальных, продолжат придерживаться. Владельцы крупных промышленных компаний, предприятия которых часто расположены небольших городах, понимают: десяткам тысяч работников и членам их семей нужна поддержка. Об этом говорит и Наталья Альбрехт: РУСАЛ как корпорация, которая представлена сразу в нескольких регионах России, готова выполнять свои социальные обязательства. По словам Альбрехт, внимание будут уделять жилищной программе – корпоративной ипотеке, строительству новых жилых кварталов в городах присутствия, благоустройству площадок для отдыха и другим инициативам. Оплата труда работников и индексация зарплат тоже остаются в повестке корпораций, особенно на фоне напряженной социальной и экономической обстановки. Трудовая миграция и демографическая яма: почему это до сих пор заботит бизнес При этом бизнесу приходится учитывать факторы, которые сформировались еще задолго до сегодняшней экономической ситуации. Среди них – так называемая демографическая яма конца 1990-х годов. Менее через 15 лет в регионах просто не будет достаточного числа трудоспособного населения в возрасте от 25 до 44 лет. По словам Натальи Альбрехт, те же регионы Урала и Сибири, где сейчас действует РУСАЛ и другие промышленные компании, к 2036 году потеряют от 15 до 20 процентов экономически активного населения. «Работать будет просто некому, потому что эти люди уже не родились», – констатирует представитель РУСАЛа. Не стоит сбрасывать со счетов и трудовую миграцию из малых городов в более крупные, уверена Альбрехт. Инициативное трудоспособное население продолжится перебираться туда, где можно получить достойное образование, выбрать из гораздо больше количества вакансий, претендовать на справедливую оплату труда. «Наша задача – сделать так, чтобы малые и большие города становились привлекательнее и удобнее для молодежи, а рабочие места отвечали ожиданиям нового поколения. Эта задача, кстати говоря, напрямую отвечает одной из глобальных целей устойчивого развития – «Устойчивые города и населенные пункты». Поэтому крупные корпорации в регионах поддерживают локальные инициативы, вкладываются в развитие социальной, коммунальной, жилищной, туристической и даже транспортной инфраструктуры», – добавила Альбрехт. Наконец, технологическое развитие тоже важно, если корпорации хотят привлекать молодых специалистов. Производству, которое будет работать архаичными методами на устаревшем (и зачастую опасном) оборудовании, молодое поколение будет отдавать предпочтение в последнюю очередь. В конечном итоге, как констатировали участники сессии на конгрессе РБК, именно принципы ESG сыграют большую роль в удержании опытных кадров и привлечении прогрессивной молодежи. При этом важна будет не только социальная компонента, но и экологическая и управленческая. В конце концов, все они зависят друг от друга, даже если какая-то составляющая на время вырывается вперед. Фото: РИА «Новости» / Нина Зотина