«Наша задача — перейти из конкурентных позиций в кооперативные»
27 октября в рамках Второй всероссийской ИОТ-конференции (мероприятие проходит в рамках Десятилетия науки и технологий) участники обсуждали строительство университетских кампусов и новые требования к подготовке студентов. Как выяснили эксперты, это взаимосвязанные задачи: кампус может стать драйвером развития и помочь студентам в их исследованиях. В каком кампусе хочется жить и как следует учить и учиться — в материале InScience.News.Межвузовские кампусы как способ успешной кооперацииСоздание единого университетского пространства в городах России — это задача, над которой сегодня вузовское сообщество работает совместно с государством и бизнесом. Вероника Ефремова, ректор ТИУ, рассказала, что в Тюмени существует шесть вузов. Они разбросаны по городу, никак не связаны друг с другом и не обеспечены инфраструктурой: это старые учебные здания и такие же старые общежития. «Но кампус — это не просто общежитие, а среда обитания в широком смысле. Эта среда станет общей для всех вузов нашего города», — считает Вероника Ефремова. Ежедневное бытовое общение представителей разных университетов даст новые возможности для реализации совместных академических программ на базе кампуса.Михаил Алашкевич, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ, высказал мнение, что создание подобного пространства для общей работы — уникальная ситуация: «Впервые инфраструктурные проекты — это повод для кооперации, а не конкуренции вузов за средства».В настоящий момент проходит новая волна отбора и выбираются города, в которых будут создаваться кампусы. Об этом рассказала Анастасия Фарафонова, директор Блока агента правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ. По ее словам, поступило 29 заявок из различных точек страны. Инфраструктура будущих кампусов должна охватить миллион студентов, которые обучаются очно. «Средняя мощность кампуса — 4 тысячи человек. Но есть заявки на 1,5 тысячи и на 20 тысяч. Это всегда индивидуальное решение. Стоимость проживания для студентов должна составить 7–8 тысяч рублей. По большей части предполагается двухместное размещение», — пояснила Фарафонова.Анастасия Нестерова, руководитель проектов КБ «Стрелка», сделала акцент на предпочтениях самих студентов и их взглядах на кампусы: «В первую очередь студентам хочется комфорта: никто не хочет делить мебель и технику. К тому же когда не приходится отвлекаться на такие бытовые вещи, то больше времени остается на творчество».Кампус для студентов — это не просто место, где они спят, а место, где они живут, поэтому для полноценной жизни должны быть все возможности: магазины, кафе, спортивные площадки. Кампус возможно сделать частью городской среды и помочь городу развить территории, для которых прежде не находили ресурсов.От кампусов к трансформации образовательного процессаЭдуард Галажинский, ректор ТГУ, обозначил, что вопрос строительства кампусов — не просто вопрос создания инфраструктуры. Это вопрос целеполагания. Если регион готов к тому, чтобы стать центром знаний и работать над задачами, которые обеспечивают лидерство страны, то необходимо постоянное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Такое сотрудничество может осуществляться с бизнесом: например, ТГУ сотрудничает с «Роснефтью» в области проектов, связанных со сжиженным природным газом. Но не менее важно активно совместно работать внутри самой академической среды. Поэтому строительство любых инфраструктурных объектов должно решать несколько задач, помимо бытовых. Для ТГУ это задачи научного и исследовательского характера. В частности — обсуждается необходимость строительства лабораторий в кампусах.«Наша задача — перейти из конкурентных позиций в кооперативные», — поддержал лейтмотив конференции Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ. Он рассказал, что инженерному образованию в России традиционно уделяется большое внимание. Но сегодня ситуация особенно важная: перед страной стоит задача достижения технологического суверенитета. Такая постановка проблемы требует увеличения объемов работы и большего количества специалистов. В том числе для решения этих задач существует проект ««Передовые инженерные школы». По словам Владимира Шевченко, было подано 89 заявок для участия в проекте. 30 заявок победили — процесс создания инженерных школ начался.Александр Фадеев, проректор по цифровизации ТПУ, считает, что в контексте стремления к технологической независимости нужно перестать говорить об импортозамещении: «Когда говорим об импортозамещении, то мы неизменно говорим о прошлом и технологиях, которые уже у кого-то есть. Но сегодня цель иная — строительство будущего, которое требует работы над множеством новых актуальных задач».Сегодня от специалистов часто требуется большое количество междисциплинарных компетенций. В Самарском медицинском университете осознали эту необходимость и создали Передовую медицинскую инженерную школу. Об этом рассказал Антон Иващенко, директор Школы. Сейчас медицинским инженерным технологиям в СамГМУ обучаются более 50 человек.Когда говорят о создании кампусов и благоустройстве университетской инфраструктуры в целом, то речь идет не только и не столько о сиюминутном комфорте и банальном удобстве. Речь идет о создании среды, которая даст студентам и молодым ученым дополнительные возможности для развития навыков и работы над своими исследованиями. Это особенно важно в текущей ситуации, когда достижение технологического суверенитета стало ключевой потребностью страны.Автор: Елена ВоробьеваПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.