Юбилейный Флейтовый фестиваль Должикова
"Флейтовый Фестиваль Должикова" в 2022 году будет посвящён 90-летию со дня рождения выдающегося музыканта, флейтиста и педагога 20 века – Юрия Николаевича Должикова. Его имя прославило прежде всего создание собственной флейтовой школы и работа с учениками, которых за всю творческую деятельность Юрия Должикова было более 200 человек. На сегодняшний день флейтовая школа Юрия Должикова является лидирующей в России и одной из лучших в мире. Тому доказательство многочисленные ученики, продолжившие свой творческий путь во многих странах мира: Франции, Швейцарии, Германии, Латвии, США, Мексике, государствах Южной Америки, Сингапуре, Южной Корее, а также бывших союзных республиках Казахстане и Беларуси. Ученики сохраняют традиции флейтовой школы Юрия Николаевича. Первые педагоги, которые ввели флейту как специальный инструмент в российских консерваториях, были представителями европейской школы – итальянский флейтист Чезаре Чиарди (консерватория Санкт-Петербурга), немецкий флейтист Фердинанд Бюхнер (Московская консерватория). Последователями Бюхнера были такие выдающиеся флейтисты, как Вильгельм Кречман, Владимир Николаевич Цыбин, Фёдор Аркадьевич Левин, Николай Романович Бакалейников, Виктор Иванович Глинский-Сафронов. Николай Иванович Платонов, Николай Яковлевич Должиков (отец Ю.Н.Должикова) были уже учениками В.Н.Цыбина. А Должиков Юрий Николаевич – учеником Н. И. Платонова. Таким образом, Юрий Николаевич Должиков полностью впитал традиции советской флейтовой школы. Сам Юрий Николаевич начал путь музыканта как пианист, в классе Елены Фабиановны Гнесиной. Но его обучение прервала Великая Отечественная война, а после войны Юрий Должиков продолжил своё обучение на флейте, когда ему было 15 лет. За два года он подготовился к поступлению в училище имени П.И.Чайковского. Первые занятия по флейте он получил от Попова Николая Ивановича, который в то время был артистом оркестра Большого театра (флейта-пикколо). Юрий Николаевич обладал от природы очень красивым, чистым, ярким звуком. Это редкое природное дарование и определило его дальнейший путь с флейтой. Юрий Должиков окончил музыкальное училище им. П. И.Чайковского (класс Дмитрия Харькиевича) и Московскую консерваторию (класс профессора Николая Ивановича Платонова). Его собственная педагогическая деятельность началась в музыкальном училище города Коломны (1960-1963 годы), затем Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории (с1963 года). И уже в то время Юрий Николаевич начал формировать собственную систему игры на флейте, добиваясь совершенства. Он понимал, что на флейте можно играть лучше, и что секрет не только в качестве инструмента, но и в физиологии человека. К сожалению, в нашей стране в советский период не было записей игры западных исполнителей-флейтистов, нужной методической и музыкальной литературы для флейты. Все вынуждены были учиться интуитивно, слушая только друг друга. Но для развития этого было недостаточно. С 1964 года Должиков начал преподавать на кафедре духовых и ударных инструментов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 1975 году московская консерватория отправила молодого специалиста на стажировку в Париж к Жан Пьеру Рампалю. Но Рампаль не делился секретами французской флейтовой школы. Должиков слушал звук, которым владели сам Рампаль и его ученики. Звук кардинально отличался от того, как было принято играть в Советском Союзе. Из Парижа Юрий Должиков привёз пластинки с записями выдающихся флейтистов того времени: Жан Пьер Рампаль, Орель Николе, Мишель де Бост, Алэн Марьон, Максанс Ларьё, Джеймс Гэлуэй и огромное количество нот – классические концерты, романтика и произведения французских композиторов ХХ века. Эти произведения входили в основу хрестоматийного репертуара флейтиста и исполнялись на международных конкурсах. Летняя творческая школа конкурса-фестиваля имени Ю.Н. Должикова. Фото: fond-dolzhikov.ru После возвращения из Парижа Юрий Должиков вплотную занялся методикой игры. В 1983 году он выпустил статью "Методика. Техника дыхания флейтиста" (Вопросы музыкальной педагогики. Вып. №4.Музгиз). В ней он раскрыл основные принципы дыхания. Играя по старой духовой школе, Должиков смог найти новый, новаторский подход к обучению и создать уникальную методику игры на инструменте, заключающуюся прежде всего в особой системе дыхания, постановке губного аппарата, тренировке и развитии внутренних мышц. Дыханием по системе Должикова пользовались духовики, игравшие на трубе, саксофоне, кларнете, валторне. Педагогический опыт убедил профессора Ю. Н. Должикова. Последователи преподавания по системе Должикова продолжают совершенствовать как его методику, так и стратегию занятий с учениками, основанную на индивидуальном подходе, подходящую для музыкантов без различия возрастов. Концерты юбилейного Флейтового фестиваля пройдут в залах московской консерватории (Рахманиновский, Малый зал), зале училища имени Гнесиных (Концертный зал на Поварской), концертном зале академического музыкального училища при консерватории, Большом зале ДШИ им. Н. А. Римского-Корсакова. С этими учебными заведениями была связана творческая и педагогическая деятельность Юрия Николаевича Должикова. Флейтовый фестиваль соберёт известных флейтистов-профессионалов, готовых поделиться своим мастерством как в концертных программах, так и на мастер классах. Мастер-классы пройдут с 21 по 25 ноября 2022 года в ДШИ им Н. А. Римского-Корсакова (Москва). Запись на мастер-классы ко всем педагогам на все дни фестиваля открыта по ссылке . На этой же странице Флейтового фестиваля Должикова можно приобрести билеты на его концерты.