Иностранные IT-компании уходят из российских вузов
В российских университетах сократилось число кафедр, которые открывали иностранные IT-компании, покинувшие страну из-за санкций, пишет газета «Коммерсантъ». Их программы охватывали до 30% студентов технических факультетов.
Западные компании интегрировали в российские вузы целый ряд IT-направлений. Например, Apple и Android помогали обучать студентов в части мобильной разработки, а IBM — программирования. Oracle занималась обучением работе с облачными сервисами, а SAP преподавала системы управления предприятием.
Студент одного из крупнейших российских технических вузов Иван жалеет о закрытии таких кафедр в своем вузе:
— В моем вузе была кафедра, отвечающая за программирование, ее представлял Samsung. Ежегодно проводился набор студентов. Я уверен, что уход иностранных компаний очень сильно повлияет на дальнейшее обучение, качество может упасть.
— Может быть какая-то равнозначная замена?
— Равнозначная, скорее всего, вряд ли. Уходят компании Microsoft, Apple, Samsung — это очень большой шаг назад. Они предоставляли очень большую базу знаний, готовили высококвалифицированных специалистов.
Сами российские вузы отказались комментировать Business FM изменения в программе подготовки. Университеты не могут без партнеров подготовить студентов к выходу на конкурентный рынок, считает директор программ развития клиентской экспертизы Positive Technologies Мария Сигаева:
Мария Сигаева директор программ развития клиентской экспертизы Positive Technologies «15-20% студентов точно могли проходить через подобные программы обучения. Технология меняется очень быстро, и понятно, что вузовским программам, основанным на госах, так быстро не поменяться. Запрос такой в вузах есть: придите, помогите, пожалуйста, подскажите, давайте делать вместе. Курсы эти были платные, на эти курсы приходили учиться специалисты с рынка, получали тоже сертификацию. Студенты, которые окончат такую кафедру, будут востребованы рынком. Западные компании, которые были, естественно, предоставляли материально-техническую базу. Сейчас этого нет».
Среди российских компаний, сотрудничающих с вузами, есть, например, «Яндекс», «Сбертех», «Тинькофф», VK, и 1С. Они могут частично заменить ушедших, но вряд ли выделят сопоставимое финансирование. Рассказывает вице-президент ГК InfoWatch по науке и образованию Андрей Зарубин:
Андрей Зарубин вице-президент ГК InfoWatch по науке и образованию «Российские вендоры недотягивают до функционала, который был у западных конкурентов. Нужно добить этот не отсутствующий функционал. В текущей ситуации все силы брошены на то, чтобы именно в продакшене заменить тех вендоров, которые ушли. У частных компаний сейчас одна единственная задача — выжить. Вуз — это всегда игра вдолгую. Выпускников, допустим, к себе в штат мы получим в лучшем случае через пять лет, возможно, что эти вложения не окупятся. Если брать Microsoft — он внедрен был повсеместно. Для того чтобы нашим вендорам, которые сидели, условно говоря, все это время на хлебе и воде, догнать этих крупнейших игроков мирового рынка, потребуется если не десять лет, то один-два года усиленных вливаний. У нас принципиально бизнес и образование разговаривают на двух разных языках, они друг друга не понимают».
Глава Минцифры Максут Шадаев на ПМЭФ говорил, что нужно в полтора раза увеличивать объем выпуска по всем программам подготовки кадров для IT. Как отчитались в Минобрнауки, для этого в 114 вузах уже созданы новые цифровые кафедры, куда поступили более 110 тысяч студентов. Но в том, что этого хватит, эксперты сомневаются.