Дети, эвакуированные в Нижегородскую область из ДНР, привыкают к учёбе в мирных условиях
Четвероклассник из Донецка Янис Колесов не помнит мирной жизни – восемь лет из его десяти обстрелы были для него повседневностью. Сейчас Янис учится в Павловской школе № 1 и уже почти привык, что больше не надо прятаться. Вместе с ним в конце февраля в эту школу пришли учиться ещё 20 ребят из Донецкой и Луганской народных республик. Мы встретились с ребятами и их мамами, чтобы узнать, как им живётся в Нижегородской области. Уроки под обстрелами Янис Колесов приехал в Павлово из Донецка. Здесь ему очень нравятся набережная и река. Нравится большая школа, новые друзья. Но больше всего мальчику по душе, что теперь не нужно постоянно прислушиваться и бежать искать укрытие. «В донецкой школе нас с первого класса учили, как правильно укрываться, например, нельзя ложиться под здание, – рассказывает школьник. – А если стрельба начиналась, когда мы были в классе, учительница просила всех залезть под парты и закрыть голову руками. У нас с донецкими одноклассниками есть общий чат, сейчас они пишут, что в школу не ходят, учатся по-прежнему дистанционно, кто-то по подвалам прячется от обстрелов. Да и осталось всего семь человек из класса, остальные уехали. Здесь добрая учительница, интересные уроки, понятно объясняют, вкусно кормят в столовой. Конечно, я хочу вернуться домой, но надеюсь поучиться здесь хотя бы до конца четвёртого класса». Донецкие ребятишки здесь только с мамами – папы воюют за ДНР. За те полгода, что Янис с мамой Натальей находятся здесь, от их жилья в Донецке не осталось ничего. «Наша квартира была на пятом этаже в доме по улице Соколовского в Петровском районе Донецка, и в неё попало с самолёта, – голос Натальи ровный и спокойный, но за этим спокойствием – боль. – До самого подвала квартир там теперь нет, нашего подъезда просто не существует. Четыре попадания разрушили и наш загородный дом. За восемь лет жизни под обстрелами мы научились жить с постоянно собранным «тревожным чемоданчиком», в котором документы и вещи первой необходимости. Ребёнок учился дистанционно, притом что месяцами может не быть интернета. Не раз попадали под бомбёжку. Самое страшное, что дети, которые с рождения или с раннего возраста, как Янис, живут в такой обстановке, не понимают, что надо бояться, – для них это обыденность». Но детский организм всё равно реагировал на подсознательном уровне – развиваются болезни. Например, у Яниса только после переезда в Павлово прошёл псориаз. Порядка 300 ребят из Донецкой и Луганской народных республик учатся в школах региона. Помощь – каждому Сложный период адаптации Яниса был успешно пройден с помощью его учительницы Елены Викторовны Ягодиной. «Янис очень добрый, эмоциональный мальчик, дружит с ребятами, в классе его любят, – рассказывает педагог. – Разница в программах практически не ощущалась, он хорошо был подготовлен. У него очень развита речь, он хорошо пересказывает, знает много стихов и любит выступать. Будем надеться, что закончит этот год на отлично». Нравится в павловской школе и второкласснице Оле, которая приехала с мамой из Макеевки Донецкой области. «Я работала воспитателем детского сада, и нам всем сказали срочно эвакуироваться – опасно было оставаться под бомбёжками, – поясняет мама девочки Юлия Лавская. – Думали, что едем ненадолго, ничего с собой не взяли. Встретили нас в Павлове очень хорошо, разместили в гостинице недалеко от школы, всем для учёбы снабдили: учебниками, тетрадями, ручками, карандашами. Конечно, был период адаптации, дети присматривались друг к другу, но проблем не было». Мамы очень благодарны всем, кто помогает: это социальные службы, волонтёры, родительский комитет, педагоги. Большинство устроились на работу, кто-то получает вид на жительство, удостоверение беженцев. Но все очень скучают по родным местам. «Павлово – уютный спокойный город, напоминает мне нашу Марьинку рядом с Донецком, – говорит мама Яниса. – Но очень хочется домой. Сейчас в Донецке нет условий для детей – ни воды, ни отопления. Но мы обязательно вернёмся восстанавливать свой город – я в него верю, всё будет хорошо». Мы – россияне По словам директора школы Михаила Юрьевича Бородина, дети неплохо учатся, у всех правильная русская речь. С ними много работали и педагоги, и психологи, и врачи – многие приехали с ослабленным здоровьем. «Детишки часто болели, лежали в больнице – сказался перенесённый стресс, иммунитет подорван, – отмечает директор. – Мы постарались сделать всё, чтобы детям и родителям было комфортно. Собрали всё необходимое: канцтовары, одежду, спортивную форму, обувь. Больше всего они обижаются, если кто-то случайно назовёт их украинцами: они считают себя россиянами».