Ботаник в очках vs лидер общественного мнения: как изменился образ отличника в современном обществе
Креативные, жизнерадостные, разносторонние – в России выросло новое поколение отличников, которое принципиально отличается от отличников советской эпохи и времён 90‑х – начала 2000‑х. Из ботаников в толстых очках, которых недолюбливают одноклассники, они превратились в популярных ребят, которыми восхищаются взрослые и с которыми с удовольствием общаются сверстники. Как и почему поменялся образ отличника? Разбираемся вместе с экспертами. И, конечно, вместе с отличниками. Медальный зачёт Десять лет назад я окончила школу с золотой медалью. В старших классах мне было очень непросто. С одной стороны, тебя холят и лелеют учителя, с другой – глубоко презирают одноклассники. Не могу сказать, что у меня были какие-то выдающиеся знания по всем предметам. Условный Коля мог быть начитаннее меня, а условная Маша лучше разбиралась в физике, но у одного страдала дисциплина, другой не хватало усидчивости. Я зубрила от корки до корки, и моей главной целью было не получение знаний или расширение кругозора, а заветная пятёрка, даже если она не всегда была заслуженной. Дарья Хорошенкова окончила школу в этом году. Говорит, что отличницей была ещё в начальной школе. «Не думаю, что у меня есть какие-то особенные способности, скорее, это заложенное во мне любопытство, – говорит о своём секрете успеха Дарья. – Желание разобраться, что как работает, это касается любой науки». Конечно, стоит упомянуть и о внушительной доле терпения, усидчивости, но это вещи приходящие. А вот если есть, так сказать, живой интерес, то будет легче и понять материал, и усвоить его. Отличники не необычнее других учеников. Просто они постоянно ищут что-то непознанное, любят быть первооткрывателями, всегда стремятся добиться поставленных целей и мотивируют себя. Проявляется это не только в учёбе, но и в других увлечениях. Помимо учёбы Дарья увлекается танцами, театром, музыкой, журналистикой, пишет стихи и прозу, а также снимает игровые фильмы в студии. Сегодня выросло новое поколение отличников. Это больше не унылые ботаники, которых задирают сверстники. И не задаваки-воображалы с идеальными косичками из «Ералаша» или советских фильмов. Это новые лидеры общественного мнения. «В современном обществе бум блогеров, интервьюеров, тиктокеров. Они лидеры по способности формулировать мысли, выходить на первый план, не боятся новых острых идей. Скорее всего, это и есть признаки нового отличника. Они лидеры общественного мнения, которые производят что-то новое, интересное, – отметила директор школы им. М. В. Ломоносова Галина Клочкова. – Речь не о тех, кто стремится сделать правильно, соответствовать стандарту. Речь об отличниках от слова «отличаться» от других. Им интересно, что с ними происходит, для них норма быть включёнными, вовлечёнными. Они активные, исследуют жизнь, дружелюбные и открытые. Оценка больше не является для них главным результатом, главным смыслом, поэтому они не раздражают сверстников». Каждый седьмой выпускник в Нижнем Новгороде окончил школу на отлично в этом году. Разрыв поколений Появление нового поколения отличников вполне объяснимо, считают эксперты. Появились новые критерии успешности. Чтобы чего-то добиться, недостаточно быть специалистом в одной области. Нужно многое знать и многое уметь не для красного диплома. Важно быть разносторонним, генерировать новые идеи. А пятёрки в аттестате или дипломе – лишь приятный бонус, но не сама цель. «Изменение образа отличника и переход его из формата отличника в формат успешности просто отразил глобальные изменения, которые произошли в поколенческом разрыве, – объясняет социолог Александр Прудник. – Нынешнее поколение молодых людей в России кардинально отличается от поколения 90‑х – начала 2000‑х. Новое поколение ушло от патерналистической модели отношения человека с государством и обществом. Если раньше при соответствии определённым стандартам государство гарантировало тебе достижение определённого социального статуса, то теперь этого нет. Отличники были заряжены только на то, чтобы соответствовать заданным стандартам. Они были не продуктивными, а репродуктивными, не создавали что-то новое, а просто хорошо воспроизводили то, что от них требовалось. Именно поэтому они пользовались поддержкой и уважением со стороны учителей, администраторов от образования, но совершенно не пользовались уважением со стороны сверстников. И к ним было несколько снисходительное отношение со стороны общества в целом». Теперь, говорит эксперт, всё кардинально изменилось. «Сегодня главный запрос по отношению к молодому человеку – это запрос на его самостоятельность и креативность, – говорит Александр Прудник. – Просто от того, что ты решаешь какие-то математические задачи, напрямую твоя успешность в социальной сфере не зависит. Успех зависит от того, насколько ты социально адаптирован, насколько быстро можешь развиваться внутри социальной системы. Сейчас к активной жизни приходит поколение, которое будет формировать новый образ, новый облик нашей страны». Однако сегодня по-прежнему остаются родители, которые в силу каких-то семейных традиций, например, лепят отличника из ребёнка, требуя соответствовать определённым стандартам. Но оценки для успеха уже не играют принципиальной роли, а погоня за ними, говорят психологи, ни к чему хорошему не приведёт. «На самом деле многое зависит не столько от академической успеваемости, сколько от личностных особенностей ребёнка и условий его воспитания, – отмечает психолог Анна Митрофанова. – Когда оценки в школе становятся главным показателем ума ребёнка и родители предъявляют повышенные требования к нему, формируется так называемый «синдром отличника». Ребёнку начинает казаться, что он не имеет права на ошибку и должен быть перфекционистом во всём, что он обязан побеждать, иначе он будет считаться плохим. Постепенно повышается уровень тревожности, снижается устойчивость к стрессу, нарушается сон, возникают нервные срывы, и в итоге пропадает интерес к учёбе. То есть возникает ситуация, противоположная той, которую ожидали родители. Необходимо не только выявить и развивать способности ребёнка, но и грамотно формировать его самооценку, чтобы внешние факторы (в данном случае оценки) не являлись первостепенно значимыми». А к самодостаточному и увлечённому человеку успех обязательно придёт.