Искусство финансов: какие проекты конкурса «Бюджет для граждан» оказались самыми креативными
Участники девятого конкурса «Бюджет для граждан», организованного Департаментом финансов Москвы, творчески подошли к серьезным финансовым вопросам. Самыми креативными оказались наиболее юные конкурсанты.
Бюджет в картинках
Зачастую именно в яркой, необычной форме знания усваиваются лучше. Особенно это актуально для детей. Ученица пятого класса московской школы № 656 имени А.С. Макаренко Таисия Кириченко создала оригинальный комикс «Приключения котика Бюджета», в котором в доступной для детей форме объясняются основы бюджетной системы. Несмотря на игровой формат, школьнице удалось донести главную мысль: надо платить налоги, потому что они идут на благо всех граждан.
«Я очень люблю японские комиксы манга. Там сюжет очень хорошо передается в картинках. Решила сделать комикс про финансы. Мама это одобрила, сказала, что многие дети любят комиксы, поэтому им будет интересно узнать о такой сложной теме в виде рисованной истории», — рассказывает Таисия.
Девочке нравятся кошки, поэтому она выбрала именно это животное в качестве главного героя комикса. Кроме того, Таисия учится в художественной школе и увлекается дизайном. Работу положительно оценила классный руководитель девочки. В сентябре она планирует провести классный час на тему налогов.
Как рассказала мама девочки Ольга, ее дочь планирует создать серию комиксов про кота Бюджета, а также интерактивные и настольные игры, квесты, пальчиковый театр кукол для малышей.
Видеобюджет Москвы
Как можно наглядно и доступно донести финансовые знания до ребят постарше? Один из вариантов — обучающее видео. Студентка второго курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Арина Моисеева смонтировала двухминутный ролик об основных показателях бюджета Москвы — сумме и структуре доходов и расходов, а также размере государственного долга. Видео выполнено в единой стилистике, эстетично оформлено и имеет ненавязчивое музыкальное сопровождение.
«О конкурсе узнала в то время, когда по дисциплине “Финансы” мы проходили похожую тему, поэтому решила, что участие в нем поможет мне лучше разобраться в вопросах государственного бюджета и запомнить их», — говорит Арина.
Студентка считает, что именно видеоформат наиболее эффективен для восприятия информации. Работу Арины показали студентам университета, ее высоко оценил преподаватель вуза.
Императорские финансы и познавательный мультфильм
Одной из поворотных вех в истории нашей страны стали масштабные преобразования Петра I, которые затронули и устройство государственных финансов. Этой трансформации посвящено видео группы преподавателей и студентки юридического колледжа Москвы. Ролик рассказывает о бюджетных и налоговых реформах Петра I, появлении бюджетной росписи, а также принципах составления бюджета того времени. Зрители могут узнать интересные детали преобразований. Оказывается, для покрытия дефицита бюджета Петр I ввел такие экзотические платежи, как налоги на орехи, свечи, соль и даже арбузы, а также широко известный налог на ношение бороды.
Аудио- и визуальный ряды соответствуют стилистике документально-исторических программ, поэтому проект может применяться в просветительских и учебных целях. «Без эффективного бюджета не может быть великих реформ», — делают вывод авторы.
«Мы выбрали личность Петра I в первую очередь потому, что он один из тех, кто совершил действительно коренные преобразования в нашей стране, для его времени — невиданного масштаба. Во все инициативы он всегда вникал сам, начиная со строительства кораблей и заканчивая личным составлением бюджета. А во-вторых, в этом году отмечается 350 лет со дня рождения Петра I», — делится один из победителей, преподаватель юридического колледжа Вадим Меркулов.
Авторы допускают, что смонтируют познавательные видео и о других выдающихся государственных деятелях России. По словам Вадима Меркулова, проект обязательно используют в следующем учебном году на занятиях по экономике и финансовой грамотности.
Видеомонтаж, особенно на экономические темы, довольно сложная задача даже для взрослых. Однако с ней успешно справилась ученица четвертого класса школы № 656 имени А.С. Макаренко Виктория Будкина. Она создала яркий, позитивный мультфильм о доходах и расходах семейного бюджета.
Финансовая поэзия
Творческий подход использовали и взрослые участники конкурса, включая уже состоявшихся профессионалов в этой области. Так, заместитель руководителя по финансовым вопросам МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» Оренбургского района Оренбургской области Анастасия Гребенникова написала шуточное стихотворение «100 слов о бюджете». Произведение оформлено в виде ярко проиллюстрированной презентации и раскрывает содержание 100 терминов, связанных с бюджетом.
Анастасия Гребенникова считает, что презентацию можно использовать для школьников младших классов. Это даст возможность объяснить им сложные вещи простым языком.
О важности бюджета для страны и каждого гражданина рассказал в своих стихах и третьеклассник Герман Бондарев из инженерно-технологического лицея города Люберцы.
Первоклассница Агата Фетисова из частной московской школы «Венда» отметила в своем стихотворении в том числе социальную функцию бюджета: «Верно спланировав бюджет, уверенными можно быть, что будут новые мосты, больницы, школы, детсады».
Конкурс «Бюджет для граждан» прошел уже в девятый раз. Его участники разрабатывают проекты для повышения уровня бюджетной и финансовой грамотности, рассказывают об общественных финансах, бюджете города или делятся опытом грамотного ведения личного и семейного бюджета. Работы принимают в виде электронных брошюр, блогов, сайтов, мобильных приложений, стихов, презентаций, комиксов, онлайн-квестов, мультипликационных и видеоматериалов.