Терпение и труд
В мае 2022 года депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики выступили с инициативой — привлечь учащихся школ к уборкам в классах и работе на пришкольных участках. Народные избранники посчитали, что привлечение к труду поможет сформировать у подростков чувство долга и ответственности.
Пока инициатива существует только в обращениях к Госдуме и правительству России. В свете этого «Сусанин» совместно с Ассоциацией разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциацией «СИЗ») решил разобраться, как будет работать привлечение детей к труду, какие работы они будут выполнять.
Инициатива
Как заявила депутат Госсовета Удмуртии Елена Дербилова, опыт советской школы показал эффективность системы трудового обучения. Это способствовало воспитанию школьников и формированию у них любви к труду, уважения к людям труда. По её словам, сейчас учеников не заставляют даже убираться в классах и дежурить в столовой. По слова депутата, реформы, при которых школа только учит, нежизнеспособны. Таким образом депутаты от Удмуртии хотели добиться принятия соответствующего закона на федеральном уровне.

Впрочем, не одной школой едины — предполагалось, что для трудового воспитания можно привлекать и предприятия. Так, например, в июне завод «Ижсталь» объявил о наборе школьников для работы на территории предприятия. В частности, для выполнения работ по уборке и благоустройству. В «Ижстали» отметили, что работа на заводе — это не только профориентация с возможностью заработка, но и первый производственный опыт.
Что такое трудовое воспитание
Как рассказали «Сусанину» в Минобрнауки Удмуртской Республики, трудовое воспитание — это передача детям знаний о труде и профессиях, навыков взаимопомощи и совместной деятельности, элементарных умений на бытовом уровне. «Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться и имеющей представление о том, что это значит», — говорят в министерстве. Трудовое воспитание, продолжают в Минобрнауки, подразумевает не только работу, но и беседы, игры, экскурсии на производство и в учреждения среднего профессионального образования.
А был ли труд?
Как рассказал «Сусанину» президент Ассоциации «СИЗ» Владимир Котов, практика привлечения к труду была в российских школах всегда, начиная со времён СССР. Тогда считалось, что трудовое воспитание необходимо для формирования правильного отношения к чужому труду, стимулировать их инициативу и творчество. Помимо обыденных школьных дежурств, в советские времена были и выезды на колхозные поля. Автор материала, как бывший школьник 2000-х годов, помнит «привлечение к труду». В частности, приходилось мыть пол в классе, поправлять парты и ставить на них стулья. Мытьё доски в какой-то мере тоже труд. Кроме того, существовала система дежурств — когда один класс дежурит по школе всю неделю. В это входило, например, оттирание чёрных полос на полу и помощь столовой. У кого-то было больше — например, строительство бассейна. Во времена учёбы в среднем специальном заведении, в 2010-х годах, дежурства тоже были: одни помогали в гардеробе (и это действительно была большая помощь), другие работали в столовой — накрывали на стол для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опрошенные корреспондентом ученики 2010-х годов подтвердили, что различного рода труд был: мытьё полов, иногда даже стен, уборка в столовой. Присутствовала и так называемая «летняя отработка», когда учеников на летних каникулах сгоняли для работы в школе: полоть и поливать грядки, где растут цветы, красить классы.

Что есть сейчас
В современной России ситуация другая. Здесь уже требуется согласие родителей для того, чтобы ребёнок был задействован в трудовой деятельности. «На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учащихся не вправе привлекать к труду, который не предусмотрен образовательной программой, без их согласия. [...] Со ссылкой на закон администрация учебных заведений часто и привлекает детей к труду. Мотивирует свою позицию она тем, что трудовые обязанности входят в общеобразовательную программу, поэтому учебные заведения не должны учитывать мнения родителей и учеников по этому вопросу», — говорит Владимир Котов. Однако условная уборка не входит в образовательный процесс. Привлечь ребёнка к труду можно только с письменного согласия родителей. Также ученик сам может согласиться — если ему больше 14 лет. Об этом же говорят и в Минобрнауки Удмуртии.

Кем будут трудиться
Если инициативу депутатов Госсовета Удмуртии поддержат на федеральном уровне, то необходимо будет определить, какие виды работ могут выполнять дети, а также распределить это всё по возрастным категориям. «Скорее всего, дело не пойдёт дальше того же стандартного набора обязанностей, вроде подметания полов, уборки классов, работы в столовой и дежурства по школе. Сильно сомневаемся, что в российских школах возможно возродить такую советскую экзотику, как сборка урожая на полях и в садах», — отмечают в Ассоциации «СИЗ». В свою очередь, в Минобрнауки Удмуртии сказали, что трудовое воспитание может включать в себя работу как в школе, так и дома — например, помощь родителям или уборку. Для более старших учеников — работу на полях, в строительных отрядах, школьных лесничествах и так далее. В Ассоциации «СИЗ» считают, что нагрузка должна быть нарастающей. Условного 7-летнего школьника нельзя привлекать для каких-то существенных работ. Для начальной школы максимум должны быть уроки труда: например, поделки из шишек или пластилина. Для учеников средних и старших классов уже можно повышать нагрузку, но самое главное — труд не должен сказаться на здоровье детей. Перемещение тяжёлых предметов — это не для школьников.

Каков итог
В привлечении детей к труду на самом деле нет ничего плохого. Человек учится что-то делать сам, смотрит, как это делают другие, и визуально перенимает опыт. Другое дело, что нагрузка должна быть соразмерной, качество инвентаря хорошим, а главное — чтобы у самого ребёнка было желание. Нужно не принуждать к труду — а повышать интерес к нему. Только тогда от инициативы будет толк.
