Кому МАУкнется задержание ректора?
Следствие считает, что руководитель топового столичного вуза причастен к растрате бюджетных денег - способствовал трудоустройству на работу в вуз мертвых душ. Правда, очень скоро СМИ опубликовали уточнение: мол, Мау устроил одного-единственного сотрудника и, соответственно, объем его хищений скукожился до одного миллиона - месячной зарплаты ректора. Но руководитель одного из самых известных университетов в России своей вины не признает, однако, если будет доказано обратное, ему может грозить до 10 лет заключения.
ВУЗ И ЕГО ГОЛОВА
Экономисту Владимиру Мау 62 года. В 90-е он был советником покойного Егора Гайдара, а сегодня считается не только его прямым идеологическим наследником, но и важной фигурой в стане системных либералов - сислибов, как назвал их когда-то экономист и политик Андрей Илларионов.
В начале 1980-х Владимир Мау окончил Московский институт народного хозяйства им. Плеханова и учился в аспирантуре вуза вместе с Алексеем Кудриным и Михаилом Задорновым, а потом работал в Институте экономики АН СССР. В 1990 году Владимир Александрович возглавил лабораторию в созданном Егором Гайдаром Институте экономической политики, а в 1991 году, когда шефа позвали в правительство, вместе с ним входил в группу по подготовке государственных экономических реформ.
После того как в 1994 году Гайдар ушел из правительства, Мау руководил образованным при правительстве Рабочим центром экономических реформ, а в 2002-м был избран ректором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В 2010 году в результате ее объединения с Академией госслужбы появилась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которой вплоть до конца июня 2022 года бессменно руководил Владимир Мау. Сегодня у знакового учебного заведения 52 филиала по всей стране. По его программам обучается более 230 тысяч человек. Для сравнения, в МГУ - более 40 тысяч, в Казанском федеральном университете - более 36 тысяч, в Уральском федеральном университете - более 35 тысяч студентов.
Уже из названия понятно: РАНХиГС - не просто вуз с громким именем, а, кроме всего прочего, кузница кадров для аппарата президента, площадка для подготовки и переподготовки госчиновников и муниципальных служащих и управленцев разного уровня. РАНХиГС на пару с другим флагманом системного либерализма - Высшей школой экономики (ВШЭ) - готовили аналитику для президентской администрации и на протяжении последних лет были мозговыми центрами по проведению чуть ли не всех либеральных реформ, включая пенсионную.
Заслуженный экономист РФ Владимир Мау входит в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в Экспертный совет при Правительстве РФ, является исполнительным директором оргкомитета Гайдаровского форума и научного Российского совета по международным делам, заместителем председателя Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, главным редактором журнала «Экономическая политика»... И вот на такую глыбу кто-то неслабо заточил зуб. Похоже, после ускоренного отъезда Анатолия Чубайса над прозападными либералами заметно сгустились тучи. Арестовав профессора, им дали понять: если кому-то очень надо, на каждого найдется папочка с компроматом, каким бы заслуженным и выдающимся ты ни был.
К слову, еще одна пикантная подробность, сопровождавшая задержание одного из идеологов сислибов. В день ареста его в 11-й раз переназначили в совет директоров Газпрома. Впрочем, вряд ли это обстоятельство способно сгладить, мягко говоря, неприятные ощущения в душе ректора, попавшего в прокурорские тиски.
СОТРУДНИКИ С УГОЛОВНЫМ ШЛЕЙФОМ
Что же стало официальным поводом для задержания ректора РАНХиГС? Ему вменяют хищение и мошенничество в рамках громкого разбирательства, по которому осенью 2021-го задержали чиновницу Министерства просвещения РФ Марину Ракову и ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») Сергея Зуева. По мнению Следственного комитета России, Ракова, находясь в должности замминистра просвещения РФ и занимая пост главы Фонда новых форм развития образования, заключила контракты с «Шанинкой» на выполнение федерального проекта «Учитель будущего», однако работу полностью не провела, сфальсифицировала отчетность и тем самым профукала более 20 млн бюджетных рублей.
Следователи также раскопали, что в 2018-2020 годах Ракова фиктивно устроила на работу в РАНХиГС дюжину граждан, в том числе сотрудников Минпросвещения, что нанесло федеральному бюджету урон еще на 21 млн рублей. О липовых работниках следствию поведал арестованный по «делу Раковой» Зуев, работавший также директором Института общественных наук РАНХиГС, а на взаимодействие с Мау указала сама Ракова.
Отметим, что сотрудники РАНХиГС не раз попадали под пристальное внимание правоохранительных органов, становясь участниками уголовных дел. В конце прошлого года по подозрению в махинациях с зарплатами подчиненных ФСБ арестовала директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Игоря Барцица и декана факультета госуправления экономикой РАНХиГС Светлану Ларину. Также в феврале этого года по «делу Раковой» объявили в розыск главу исследовательской лаборатории РАНХиГС Наталью Корниенко, которой заочно предъявлено обвинение в мошенничестве за участие в хищении бюджетных средств.
Учитывая, как неприлично часто начало звучать название академии в контексте громких расследований, мало кто сомневался: рано или поздно с обысками придут и к самому ректору и Владимиру Мау придется отвечать на неудобные вопросы следователей, что и произошло 28 июня.
Сейчас следствие настаивает на причастности Мау к хищению 1 млн рублей, принадлежащих вузу, но Владимир Александрович считает обвинения в свой адрес абсурдными. По словам ученого, его хотят обвинить в хищении бюджетных средств, в котором участвовали другие люди.
ВАША ПЕСЕНКА СПЕТА?
Политологи уверены: уголовное дело против ректора РАНХиГС - не более чем повод показать, кто в доме хозяин. Домашний арест, под который отправили Владимира Мау, и его обвинение в хищении бюджетных денег - непрозрачный намек всем ярким представителям ельцинской эпохи на то, чтобы они не высовывались и не бежали впереди паровоза. По сути, открытое уголовное дело — это лишь сигнал «силовой башни», говорящий о том, что советы не очень-то модной нынче «либеральной башни» больше не понадобятся властному олимпу современной России.
«Уйти» с должности Мау, у которого немало покровителей в экономическом блоке правительства и госкорпорациях, можно было, только предъявив ему обвинения в коррупции. А убрать с шахматной доски важного сислиба нужно было непременно, ведь, судя по всему, государство, кроме всего прочего, намерено провести ревизию образовательного комплекса, перекройкой которого со своей либеральной колокольни много лет занимались и ВШЭ, и РАНХиГС.
По словам политолога Георгия Бовта, «вверенное Мау учреждение всегда отличалось именно либерализмом как преподавательских позиций, так и научных исследований. Ректор фактически покрывал людей открытых оппозиционных взглядов. Например, политолог Екатерина Шульман работала у Мау и читала лекции студентам до самого отъезда на исследовательскую работу в Германию». После этого она была включена в реестр СМИ, выполняющих функции «иностранного агента» в России.
Имя человека (возможно, не одного), которым могут пристально заинтересоваться следственные органы вслед за Мау, может совсем скоро немало удивить. Во всяком случае, эксперты уверены, что «дело Раковой» будет разрастаться, как раковая опухоль, пока не поглотит кого-то очень крупного. Политологи не исключают, что ниточки от ректора РАНХиГС могут потянуться и к Кудрину, и к Волошину, и к Дерипаске, и даже к Сергею Кириенко, отвечающему за кадровое наполнение внутренней политики.
Пока же силовики дали элитам четкий ориентир: есть «чужие», «свои» и «почти свои». Если Мау — это «почти свои», но даже с ним, лояльно настроенным к политическому руководству страны, так обошлись, то «всяким разным либералам», занявшим сейчас пассивную позицию, лучше не отсвечивать, а уж «чужим» тем более не стоит лезть на рожон.
Елена Хакимова.
Фото: А. Авилов/Агентство «Москва»