«Отвечают сухими формулами»: семья из Правдинска пытается изменить правила сдачи ЕГЭ ради сына-инвалида

15-летний Антон Ледовский из Правдинска болен спинальной мышечной атрофией — СМА. Несмотря на тяжёлое заболевание, мальчик окончил 10 классов и готовится к выпускным экзаменам.

«Ручка падает, экзамен останавливается»

Год назад «Клопс» уже писал об Антоне. Тогда он сдавал ОГЭ, и родители волновались, хватит ли у него сил вывести ответы своей рукой. Хватило, сдал на пятёрки. Следующий учебный год для Антона — выпускной, его снова ждут испытания. Только теперь от их результатов зависит, сможет ли он поступить в университет. Мышечная слабость прогрессирует, родители полагают, что к моменту сдачи ЕГЭ писать мальчик уже не сможет.

Приёмные комиссии вузов принимают лишь стандартные результаты экзаменов. А это значит, что Антону предстоит напечатать или написать черновики, по математике — только от руки.

«Представьте, что ребёнок учился 11 лет, выигрывал олимпиады, старался, мечтал. И вот он сдаёт в 11-м классе экзамен, и у него не хватает сил. Ручка падает, экзамен останавливается», — говорит папа Антона Руслан.

Родители проводили эксперимент: за время экзамена Антону удалось записать не больше 5 задач, а их около 20. Потом ассистенту надо успеть перенести решения в бланк ответов.

«И мы отчётливо понимаем, что у Антона после 11 лет усердной учёбы, даже где-то на пределе человеческих возможностей, шансов сдать ГИА-11 при хорошем уровне знаний и обеспечить себе поступление в вуз почти нет», — говорит мама Олеся.

Антон мечтает поступить на программирование и учиться онлайн. «Мы рассматриваем БФУ им. И. Канта, потому что есть возможность общаться с однокурсниками, есть надежда, что будет студенческая жизнь. Может, кто-то из однокурсников захочет дружить. Да и сам Антон по возможности сможет посещать мероприятия», — добавляет папа.

«Ждём любого действия, которое помогло бы ребёнку»

Всю школу мама выступает в качестве ассистента сына. Антон сдавал экзамены, контрольные, писал олимпиады с её поддержкой.

«Где он может, пишет и печатает сам, где не может, за него это делаю я. Но всю мыслительную деятельность по решению заданий Антон осуществлял самостоятельно при полном молчании ассистента. Он читает задание и говорит: «Начерти треугольник, обозначь его АВС. Теперь диктую решение, записывай». Он решает задачи в голове и проговаривает вслух», — говорит Олеся.

Весь предыдущий год родители переписывались с Министерством просвещения, предложив изменить правила проведения экзаменов. Ледовские считают, что Антон мог бы диктовать ассистенту на этапе составления черновика. Но из ответов чиновников становится ясно — так нельзя.

«При этом никакой другой формы или формулы нам не предложили, кроме сдачи ГВЭ (государственный выпускной экзамен — ред.), который не принимают вузы. Когда же мы задали вопрос, как же Антону получить высшее образование, нам ответили: это не наша компетенция, пишите в Минобрнауки РФ», — добавил Руслан.

Родители решили просить помощи через СМИ в надежде, что найдутся чиновники в системе образования, которые захотят помочь Антону и другим детям с такими же проблемами.

«Пусть сделают хоть что-нибудь, кроме цитирования правил. Мы не настаиваем на нашем варианте проведения экзамена, но мы пока не видим другого. Мы им пишем: не может писать и печатать полноценно. Они отвечают: можно сдать на компьютере. Это такая степень равнодушия… Нам отвечают сухими формулами из методических рекомендаций», — говорит Руслан.

Родители обращались к президенту, уполномоченному по правам ребенка, в прокуратуру, ОНФ, но попытки не увенчались успехом ещё во время сдачи ОГЭ. Вот цитата из ответа Минпросвещения семье от 28 июня 2022-го: «Запись ответов ассистентом со слов экзаменуемого не предусмотрена указанным порядком. <…> Проведение ЕГЭ в устной форме не предусмотрено».

Тяжёлое заболевание окончательно уложило Антона в постель. На ОГЭ ему пришлось набирать ответы одним пальцем на ноутбуке. Калининградский детский омбудсмен Ирина Ткаченко заявляла, что история одного ребёнка может изменить порядок сдачи экзаменов.