Дар или упорный труд. Как в Петербурге обучают незрячих медицинскому массажу

"По профессии я не смогла найти работу в Ленинградской области, потому что службы занятости сразу сказали, что могут поставить на учет, но работу мне они никогда не найдут, потому что первая, вторая группа инвалидности не пользуются спросом".

Дар или упорный труд. Как в Петербурге обучают незрячих медицинскому массажу
© ТАСС

Так начинает свою историю Мария Гончарова, студентка выпускного курса Медицинского техникума №2, единственного на Северо-Западе учебного заведения, где обучают медицинскому массажу людей, у которых есть ограничения по зрению. Она, как и большинство студентов данного направления, оказалась в ситуации, когда не можешь трудоустроиться по профессии.

"У зрячего человека выбор большой, в отличие от незрячего. Поэтому медицинский массаж, мне кажется, — это то самое, что для такого человека нужно. Важна тут, конечно, и социализация, и возможность зарабатывать", — считает директор Медтехникума Ольга Баженова.

Первые группы по подготовке незрячих людей массажу были открыты в одном из старейших медицинских образовательных учреждений Санкт-Петербурга еще в 1991 году, с 2014 года направление утвердили в Минобрнауки России.

За это время образование здесь получили более 800 специалистов, сейчас обучаются 59 студентов. Программа рассчитана на три года, преподаются основы анатомии, физиологии, массажные приемы, а также техника лечебной физкультуры. Будущих специалистов обучают всевозможным видам массажных практик — классической, педиатрической, лимфодренажной, точечной и другим.

"Начиная с анатомии, они очень тонко и целенаправленно изучают конкретно мышцы, их функции, их прикрепление, поэтому наши массажисты — высококвалифицированные специалисты с дипломом", — добавляет Баженова.

Упорство и желание достичь высокого уровня подготовки отмечаются не только у студентов, но и у педагогов, которые стараются находить новые подходы для объяснения того, что молодые люди не могут увидеть. Помимо манекенов им требуются совсем иные методы для понимания костных ориентиров, строения мышц, каналов, где проходят сосуды и нервы. Поэтому в работу идет все — от пластырей до колготок, с помощью которых изготавливают симуляторы человеческого тела.

"Мы со зрением можем представить, как пройдет мышца от одной костной структуры к другой, а ребятам нужно это почувствовать. Поэтому используем подручные средства, получается неплохо", — рассказывает преподаватель анатомии высшей категории Антон Воробьев.

Помогать и детям, и взрослым

До 12 лет у Марии Гончаровой не было проблем со зрением, но после тяжело перенесенного гриппа оно стало ухудшаться.

"Уже к окончанию средней школы книжка перед глазами была все ближе и ближе, все хуже я видела с доски. Я помню, в учебнике литературы жирным шрифтом выделялись темы, и я еще видела их в девятом классе. Сейчас я вообще книжки в печатном виде не могу читать", — рассказывает она.

После школы девушка поступила в Челябинский государственный университет по профессии педагог-психолог, но устроиться на работу не смогла. Когда она узнала, что в Петербурге незрячий может обучиться медицинскому массажу, у нее уже была семья и двое детей. Решение переехать из Ивангорода Ленинградской области в столицу далось трудно (специальность подразумевает только очное образование), но она рискнула.

Маша различает цвета, формы предметов, видит полями зрения, периферией, но вот человека напротив она не видит. Это не помешало ей развиваться и достичь высот в выбранной профессии.

Сейчас Маша не просто студентка выпускного курса Медицинского техникума №2, но и победительница IX Чемпионата по медицинскому массажу среди специалистов с ограничением по зрению, который недавно завершился в Кисловодске. Победа дает ей возможность принять участие в финале Чемпионата России по массажу под эгидой Национальной федерации массажистов.

"Работаю в Ивангородском центре ранней помощи детям с ОВЗ, оставшимся без попечения родителей. В центре у меня очень много пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата — это ДЦП, болезнь Литтля, дисплазия тазобедренного сустава, очень много спастических диагнозов", — говорит девушка.

Помимо работы с детьми в центре, в частной практике Маша помогает и взрослым. Психологическое образование ей в этом очень помогает, ведь помимо физического контакта важен и душевный. Вселить надежду, настроить на позитив — огромный вклад в успешное лечение, считает она.

"Мне нравится, когда получается достичь положительной динамики, когда пациент уходит и чувствует себя очень хорошо, ему комфортно, он приходит на следующий сеанс и говорит, что чувствует улучшения. Мне приятно, что я смогла помочь, расслабить и избавить от болезненных ощущений. Это такое чувство приятной теплоты", — улыбается Мария.

"Приезжают отовсюду"

Слава Медицинского техникума №2 вышла не только за пределы Северо-Запада, но и за пределы России.

"Приезжают отовсюду, потому что, во-первых, регион востребованный и люди хотят сюда ехать учиться, во-вторых, был год, когда в Москве не набирали группу, и люди приезжали сюда, и в-третьих, у нас очень известные, высококлассные специалисты", — рассказывает Ольга Баженова.

Среди студентов, которые прибыли издалека, Александр Шуклин из ДНР, шесть лет назад полностью потерявший зрение. Сейчас он заканчивает первый курс медицинского массажа.

"В 2016 году я при выполнении специальной задачи подорвался на мине и потерял зрение. Мне тогда был 41 год. Служил я в первом батальоне специального назначения добровольческой армии ДНР", — рассказывает он. До 2014 года Александр был директором в частной структуре.

После потери зрения в реабилитационном центре для слепых и слабовидящих ему рассказали о медтехникуме, и он без раздумий отправился в Санкт-Петербург.

Сейчас Александр активно помогает в реабилитации военных, успел поработать в санчасти одного из подразделений спецназа.

"В феврале до начала специальной военной операции я ездил в Донецк. Кое-что по массажу, по анатомии нам уже преподали, определенный багаж был, и я туда поехал, работал в боевых частях армии ДНР", — поделился Александр.

"Незрячие массажисты — лучшие специалисты"

Первая профессиональная школа незрячих массажистов была открыта еще в далеком 1958 году в Кисловодске. На тот момент это было единственное учебное заведение в СССР, где готовили специалистов с первой и второй группой инвалидности по зрению. Сегодня это известный Кисловодский медицинский колледж, где до сих пор помогают незрячим получить профессию и призвание.

"В Кисловодске старейшее учебное заведение, в советское время там даже иностранцы учились. Оно было единственным в Советском Союзе до девяностых годов, а потом стали открываться аналогичные в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре", — рассказывает выпускник Кисловодской школы профессиональных массажистов Мансур Абдуллаев.

Мансур работает массажистом более 20 лет. В детстве он получил травму головы и к 16 годам окончательно потерял зрение. Сейчас он высококлассный специалист в Махачкале, принимающий по пять пациентов в день — больше, говорит, физически невозможно. Кроме этого Мансур преподает йогу. К нему приходят с абсолютно разными проблемами — остеохондрозы, артрозы, артриты, постинсультные состояния и многое другое. Говорит, что по состоянию кожи можно определить не только внешние, но и внутренние заболевания.

"Если какой-то орган не в порядке, то определенные есть зоны кожи на ощупь или шероховатые, или гладкие, сухие. Так примерно и диагностирую человека. Например, если желчный пузырь не в порядке, то сзади на спине напротив органа бывает легкая выемка, ткань в этом месте менее подвижна, чем в остальных местах. Если желудок не в порядке, то сзади в определенных сегментах позвоночника бывает боль, когда надавливаешь пальцами", — поделился специалист.

При этом он добавляет, что бывают случаи, когда заболевание невозможно определить только по мышечному тонусу или воспалению мышечной ткани, необходим рентген или КТ. Ведь главное — не навредить пациенту, подойти комплексно к проблеме.

Именно комплексный подход, умение слышать пациента и анализировать делают незрячих массажистов особенными в своем деле, считает Мансур. Отсутствие зрения компенсируется повышенным вниманием к деталям, на которые другие специалисты не обратили бы внимание. Как говорит Абдуллаев, бывают случаи, когда боль свидетельствует не о заболевании, а является следствием неправильной постановки и движения тела. Если человек поймет, что он делает неправильно в своем ежедневном обороте движений и будет это контролировать, то проблема уйдет сама.

"Люди с ограничением по зрению — лучшие специалисты в этом деле, более внимательные, тактильные ощущения лучше развиты, лучше чувствуют кожу, состояние мышц, скелета", — уверен Мансур Абдуллаев.

Перспективы в профессии

Перспективы для реализации в профессии массажиста обширны, это выделили все, с кем удалось поговорить. Сейчас у людей мало движения, сидячая работа, повышенная нервная возбудимость, что приводит к появлению многих заболеваний. После пандемии COVID-19 многим требуется реабилитация с применением массажных практик.

Поэтому, как отметила директор Медицинского техникума №2 Ольга Баженова, у их выпускников нет проблем с трудоустройством. Порядка 80% находят себя в профессии либо в поликлиниках, либо частным образом.

Еще две отличительные черты студентов с ограничением по зрению — трудолюбие и ответственность. Все они понимают меру ответственности, необходимость в дальнейшем самостоятельно принимать решения при лечении пациентов. Поэтому стараются получить знания у преподавателей по максимуму.

"Проблема трудоустройства специалистов по медицинскому массажу не стоит остро, так как все студенты проходят производственную и преддипломную практику в лечебных учреждениях. Недоверия к незрячим специалистам в городе мы не замечали никогда. Наоборот, наши студенты всегда готовы оказать помощь. А в лечебных учреждениях всегда очередь из желающих попасть на лечение именно к незрячим специалистам", — заключает директор.

Дарья Иванова